С каждым годом стрит-арт приобретает все большую популярность
Например, лондонских туристов водят на специальные экскурсии по городу, чтобы они могли полюбоваться на произведения уличного искусства разных авторов, каждый из которых имеет свой фирменный стиль и подпись.
Придать облику Белгорода яркость и неповторимость, что, к слову, по достоинству оценят как горожане, так и туристы, мечтают молодые белгородцы, братья Юрий и Анатолий Зеленские. Ребята учатся на архитекторов, а в свободное время, вооружившись баллончиками с краской, разрисовывают вертикальные поверхности. На сегодняшний день в Белгороде порядка ста их работ, и многие их граффити вы наверняка видели.
В интервью «НБ» братья Зеленские рассказали о своем творчестве, положении уличных художников и планах на будущее.
— С чего началось ваше увлечение граффити?
— Все началось еще в художественной школе. Мы рисовали разные шрифты в блокнотах, совершенствовали технику. А потом нам представился шанс принять участие в первом городском конкурсе граффити. Мы заняли на нем второе место. Воодушевленные этим успехом, пришли на стадион своей школы и там на стене написали три английские буквы (смеются).
Потом с другом Тимуром мы начали работать втроем. Стали появляться первые заказы на роспись, что стимулировало к развитию. Сейчас мы расписываем на заказ стены в помещениях — например, в кафе и ресторанах, рисуем на улице. Так, по инициативе администрации мы разрисовали остановку «Монастырский лес», к 5 августа делали стенку на проспекте Ватутина, портрет солдата (гараж на пересечении улиц Королева и Губкина).
— Я знаю, у вас есть идеи, как преобразить город…
— Да, у нас есть проект — «Белгород — яркая столица». Идея — сделать серию портретов писателей или поэтов, в честь которых названы белгородские улицы, на фасадах домов. К портретам можно добавить цитаты из произведений и краткую информацию об авторе, чтобы люди знали, в честь кого названа улица.
Эти граффити могли бы украсить город. В нем много панельных домов, которые выглядят довольно уныло. Мы мо-
жем придать им индивидуальность, а сами дома могут войти в туристические маршруты по городу. Кроме того, это стало бы поддержкой уличных художников города.
— Откуда вы черпаете идеи для своих рисунков и на кого равняетесь?
— В первую очередь в Интернете — сейчас много сайтов, посвященных граффити и стрит-арту, в журналах, общаясь с друзьями в этой среде: мы переписываемся, обмениваемся идеями, фотографиями, делимся опытом.
Если говорить о примерах, то для нас это художники по стрит-арту — испанский художник ARYZ, польский дуэт ETAM CREW, а в граффити — питерская команда Top and DoP, они делают очень качественные шрифты.
— Как относятся горожане к граффити? Меняется ли отношение к этому виду творчества?
— Кому-то граффити нравится, кому-то нет. Иногда встречается непонимание, сразу — «противоправные действия». Проблема в том, что часто не хватает легальных площадок для рисунков, если не считать те, которые сделаны по заказу. Обычно это заброшенные здания, стены гаражей и т. д. Только там можно набить руку.
А так все развивается. Сейчас легко купить краски самых разных цветов, маркеры, а года три-четыре назад было всего несколько точек, и о них никто не знал. Раньше многие рисовали в одиночку, а сейчас связи налажены, мы все общаемся, делаем совместные работы.
В Европе это вообще развито, художник может выйти на улицу и свободно рисовать на любой стенке, и ему ничего не сделают. Есть при администрациях специальные комиссии, которые оценивают, насколько это качественный стрит-арт, и если это действительно произведение искусства, его всячески защищают от вандализма. Там устраивают фестивали, когда уличным художникам отдают под роспись заброшенные кварталы. Но России к этому еще надо идти.
Сейчас мы учимся на третьем курсе по специальности «архитектура» в технологе. В будущем собираемся работать по профессии, но граффити не будем забрасывать -сейчас интерес к этому искусству только набирает обороты.
Беседовала Светлана Славина
Фото из архива братьев Зеленских