На высокой ноте

Открылся 47-й концертный сезон в Белгородской филармонии

«Здесь у вас должен быть аккорд страшной силы!» – на концерте вспомнилась и эта фраза дирижера, и то, как он добивался от музыкантов нужного звучания на репетиции, когда оркестр блестяще исполнил программу на открытии нового сезона 1 октября. Рахманиновские аккорды страшной силы и нежные, проникновенные переливы, мощная кульминация концовки, и звук… растаял, словно растворился в пространстве. В наступившей тишине в зале и на сцене все замерли, затаив дыхание…

Потрясение, восторг и овации с огромной благодарностью людям, сумевшим затронуть самые тонкие струны души и вызвать такие искренние и сильные эмоции у зрителя. О концерте в филармонии и нашем симфоническом оркестре — отзывы только в превосходной степени! Дирижер Рашит Нигаматуллин и музыканты как всегда задали самую высокую планку, предложив сложную и великолепную программу — концерт ля-минор для фортепиано с оркестром Р. Шумана и «Симфонические танцы» С. Рахманинова. Программа построена на контрасте таких очень разных произведений великих композиторов — одного из наиболее ярких музыкальных романтиков Германии с его лиризмом, прозрачностью и нежностью, и философским трагизмом русского гения, достигающим неистовой мощи и силы. Прекрасный подарок горожанам от симфонического оркестра в честь 20-летнего юбилея коллектива и открытия нового концертного года.

Новые имена

В первом отделении, когда звучал Шуман, всех буквально очаровал молодой солист, исполнявший партию фортепиано, Никита Мндоянц. 24-летний пианист-виртуоз из Москвы в Белгороде выступал впервые. И самый знаменитый «романтический из романтических концертов» немецкого классика был исполнен с таким тонким мастерством, словно сама душа композитора трепетала в этих звуках. Казалось, руки исполнителя едва касались инструмента, легко скользя по клавишам. А оркестр очень бережно поддерживал и следовал за ним. Трудно поверить, что на совместную репетицию у них было совсем мало времени — Н. Мндоянц приехал в Белгород за день до концерта. И, по словам музыканта, общий язык с дирижером и оркестром они нашли «с первой ноты».

Талантливый пианист покорил не одну сцену мира, выступая в разных странах. Солист Московской филармонии, лауреат международных конкурсов свой первый концерт дал в девять лет в Хельсинки, в академии имени Яна Сибелиуса.

От сердца к сердцу, от души — к душе

Последнее сочинение С. Рахманинова «Симфонические танцы» в Белгороде уже исполнялось симфоническим оркестром филармонии под управлением Р. Нигаматуллина. Но тогда он остался недоволен. Есть произведения, к которым возвращаешься всю жизнь, словно заново открываешь их с высоты уже нового профессионального и жизненного опыта, изменившихся реалий времени. И появляются другая интерпретация и совершенно иное звучание, как в этот раз. Я видела, как маэстро репетировал с оркестром фрагменты «Симфонических танцев», тщательно прорабатывая отдельные ноты, такты и целые фразы, мельчайшие детали, объясняя словами, жестами, мимикой, пением и даже некими танцевальными движениями, ЧТО он хочет услышать! Это работа до изнеможения, он выкладывается полностью, но и оркестр отвечает большой отдачей.

Результат этого огромного труда зритель видит на сцене – не только слаженность, собранность и управляемость большого оркестра, звучащего как единый инструмент, но самое главное – красивое и пластичное музицирование, эмоциональную силу. Именно этого добивается дирижер от своих музыкантов – вдумчивого, трепетного отношения к материалу, это он ставит во главу угла.

Требовательность к другим начинается с требовательности к себе. Работа с оркестром, по словам Р. Нигаматуллина, это десять процентов времени дирижера, остальное – его самостоятельная домашняя работа над произведением. На нее уходит примерно от двух до четырех недель. Сначала он детально проигрывает партитуру на фортепиано, слушая звучание каждого аккорда, пытается понять авторский замысел. Планирует стратегию и тактику своего поведения, мысленно общаясь с оркестром, определяет эмоциональную подоплеку звучания.

Рашит Дихангреевич говорит, что за восемь лет его работы с белгородским симфоническим оркестром удалось решить главную проблему — звучания, адекватного требованиям репертуара. Поначалу это казалось просто непреодолимым, а сегодня за две-три репетиции музыканты могут тонко исполнять то, что требует дирижер. И его очень радует, что процесс усвоения материала значительно ускорился, что оркестру по силам сложнейшие произведения мировой классики — некоторые из них редко исполняются даже ведущими, известными оркестрами. В идеале ему хочется иметь коллектив мирового уровня, который без лишних слов и объяснений будет улавливать внутреннее состояние дирижера и тонко реагировать на его посылы.

Столичный уровень прекрасного оркестра

Программы белгородского симфонического оркестра сложны и разнообразны. Маэстро Р Нигаматуллин выбирает глубокие, интересные, разные по содержанию и стилю произведения, задавая очень высокую планку и для музыкантов, и для зрителя. Для него главный критерий отбора — высокое художественное качество произведения, глубокий смысл и яркое со-держание. Для исполнителей это хорошая возможность профессионального роста. Он не боится, что зритель не поймет, разочаруется и уйдет с концерта, потому что глубоко убежден, что любая музыка найдет отклик, если правильно донести ее суть, и она заставит человека думать, вызовет душевные переживания. В репертуаре оркестра шедевры мировой музыки, лучшие образцы русской и зарубежной музыкальной классики, все симфонии и концерты Бетховена, Чайковского, многие известные произведения Моцарта, Брамса, Брукнера, Рахманинова, Скрябина, Холса, знаменитые балеты Стравинского.

Ежегодно симфонический оркестр готовит до сорока новых программ, за время его существования состоялось около ста премьер. Для творческого коллектива двадцать лет — срок небольшой. Но для Белгородского симфонического оркестра это огромный путь становления, развития и высокого профессионального роста. В октябре 1993 года он начинался с небольшого камерного оркестра, а сегодня это более ста музыкантов, широкая известность в стране, выступления за рубежом. Гастрольная география охватывает едва ли не все регионы России, и отзывы о белгородском коллективе — самые восторженные. Это совместные концерты в Белгороде со знаменитыми исполнителя¬ми мирового уровня, программы для зрительской аудитории разного возраста.

У нашего оркестра уникальный главный дирижер и художественный руководитель. Заслуженный деятель искусств Украины Рашит Нигаматуллин — выпуск¬ник двух консерваторий — Горьковской им. М.И. Глинки и Московской им. П.И. Чайковского. Его преподаватель в московской консерватории, профессор, выдающийся дирижер и народный артист СССР Г. Рождественский так отзывался о своем ученике: «Рашит Нигаматуллин — чрезвычайно одарённый дирижёр. В нём удачно и гармонично сочетаются два слагаемых — яркое артистическое, исполнительское дарование и способность к аналитике. Острый интерес к проблемам стиля. Нигаматуллин обладает виртуозной и естественной дирижерской техникой, его оркестровый слух остр и точен». С 1987 года Рашит Дихангреевич начинает активную исполнительскую деятельность в нашей стране и за рубежом, возглавляет симфонические оркестры в югославском Нише, на Украине и в Татарстане… Имея богатейший исполнительский опыт и педагогический талант, Р Нигаматуллин воспитал целую плеяду молодых дирижеров.

Выдающийся композитор современности, народный артист России, профессор Петербургской консерватории С. Слонимский дал высокую оценку выступлению белгородских музыкантов в Доме композиторов в Москве на концерте, приуроченном к 50-летию Союза композиторов России в декабре 2010 года: «Я восхищён талантливостью дирижёра Рашита Нигаматуллина и столичным уровнем прекрасного Белгородского симфонического оркестра. Сложная, разнообразная, даже контрастная по стилям современная программа симфонических новинок разучена дирижёрами Р. Нигаматуллиным и Дм. Филатовым по-настоящему высокопрофессионально, с тонкой нюансировкой и динамикой, с глубоким пониманием музыки. Белгород может гордиться своей высокой музыкальной культурой!».

Конечно же, дирижер гордится успехами своего оркестра, но в оценках осторожен и скромен, считая это только началом пути. Когда мы после репетиции общались с ним, уставшим и слегка недовольным ее итогами, маэстро сказал, что высшая оценка для него на концерте — это чтобы людям не хотелось аплодировать в первые минуты после окончания исполнения. Чтобы они были потрясены музыкой и берегли в себе это состояние. Судя по реакции оцепеневшего после «Симфонических танцев» зала и повис¬шей долгой паузе, ему это удалось!

Спасибо, Рашит Дихангреевич, и — всех нас с праздником!

Exit mobile version