Как развивается личность ребенка?

Камень, брошенный вверх, всегда вернется на землю — закон всемирного тяготения неумолим. Так же действуют и психологические законы После опубликования в № 74 «НБ» советов специалиста-психолога, в редакцию пришло письмо, в котором белгородцы, родители двух детей, задают вроде бы простые, но важные вопросы: «Как развивается личность ребенка: стихийно или по каким-то законам? Можно ли повлиять на это развитие? Наш сын был послушным мальчиком, но вдруг начал отбиваться от рук. Что мы делаем не так?».

На эти вопросы мы попросили ответить кандидата педагогических наук, педагога-психолога Наталью Кий:

— Мы все учились в школе, где нас знакомили с законами физики, математикой, изящной словесностью и массой полезных и не очень, на наш взгляд (не пригодилось же!) сведений. Но вспомните, что мы знаем о человеке из курса средней школы, о том, как он развивается, кроме фактов, почерпнутых из учебника анатомии? А ведь человеческая личность растет и формируется тоже по своим законам, обойти которые не может ни один ребенок.

Для убедительности рассмотрим пример того, как прослеживаются закономерности в формировании такого психического процесса, как память, поскольку жалобы родителей на плохую память детей нередки.

Добросовестные папы и мамы тратят массу времени и сил, чтобы выучить с ребенком заданное на дом стихотворение или исторические даты, но успеха не добиваются. Наряду с органическими, медицинскими причинами плохой памяти неуспехи ребенка в запоминании бывают связаны с незнанием родителями мнемонических законов (мнемо — память). Назовем некоторые из них.

Д. Миллер открыл закон «волшебного числа 7» — человек может быстро запомнить только 7 (плюс-минус 2) чисел, предметов, слов, но тут еще работают законы возраста — чем младше ребенок, тем меньше объем кратковременной памяти. Известен мнемонический «закон края» — лучше запоминается информация, которая дается в начале рассказа или в конце, а середина запоминается хуже. Научите ребенка наиболее важную информацию из учебного параграфа сгруппировать в начале или в конце пересказа, и она легче запомнится. Известен также закон, который называют «эффектом Зейгарник», по имени открывателя. Лучше всего запоминается информация, которая не окончена. Например, вы не дочитали сказку ребенку до конца, и он отлично ее запомнил. Таких психологических законов много, они касаются всех сфер развития человека, не только памяти.

Важным законом является периодизация развития человека. Жизнь ребенка делится на периоды, каждый из которых имеет свою задачу и, если возрастная задача не выполнена вследствие неграмотности родителей или заменяющих их взрослых, то следующий возрастной период будет проходить сложнее, ребенку понадобятся дополнительные силы для компенсации пробела. Если же компенсации не произойдет, то развитие личности ребенка искажается, что проявляется в «трудном» характере, нарушениях в поведении и прочих неприятных для родителей и педагогов вещах. А всего-навсего необходимо знать, что это за периоды, какие возрастные задачи должен выполнить ребенок на каждом этапе, и как ему в этом помочь. Существуют также наиболее проблемные точки, возрастные пики этих периодов, которые называют кризисами. К сожалению, родители, приславшие свои вопросы в редакцию газеты, не указали возраст своего сына, чтобы можно было дать советы по профилактике кризисов, присущих этому возрасту. Поэтому в следующий раз мы поговорим о каждом возрастном этапе. Думаю, что это будет полезно и интересно многим родителям.

Exit mobile version