Завершился IX всероссийский театральный фестиваль «Актеры России — Михаилу Щепкину»
По признанию театрального критика Константина Щербакова, фестиваль свою задачу — показать актерские работы — выполнил превосходно.
Да как тут не вспомнить актерские работы Регины Щукиной (Жанна) и Сергея Барковского (Карл) в спектакле «Жаворонок» Молодежного театра на Фонтанке (в оценке этой постановки были единодушны и зрители, и критики), как не сказать о замечательной игре актеров из Брестского академического театра драмы имени Ленинского комсомола Беларуси — Николая Маршина (Василь), Тамары Левчук (Ганна) и Михаила Метлицкого (Гастрит) -в спектакле «Вечер» по пьесе Алексея Дуда рева (режиссер-постановщик Александр Козак). Простой, даже в чем-то наивный сюжет (пьеса написана в конце восьмидесятых годов прошлого века) о трех стариках, одиноко доживающих свою жизнь в опустевшей деревне. И действие — неторопливое, и сценография незатейливая. Но зритель оказывается под гипнозом актерской игры. Василь, Ганна и Гастрит переживают свою жизненную драму. Актеры играют без надрыва, но всем сердцем. Быть может, потому у зрителей во время спектакля часто перехватывало дыхание, щемила душа. Это спектакль о совести, долге перед вскормившей нас землей, о милосердии и покаянии. «Любил мало, жалел мало», — отвечает Гастриту на мучивший его вопрос, почему он был «счастлив лишь наполовину», Василь. Проживший жизнь в злобе, зависти, предательстве, только покаявшись, Гастрит перед смертью обретает покой. Экспертный совет фестиваля присудил актерам Брестского академического театра драмы диплом «Вы чье, старичье? За милосердный театральный ответ».
Замечательную сценографию этого спектакля (Виктор Лесин) отметила председатель экспертного совета фестиваля Наталья Старосельская.
— Все в спектакле натуральное. Я чувствую запах стружки, я слышу плеск воды, я вижу трех замечательных актеров. И пьеса живая, и спектакль настоящий, — призналась Наталья Давидовна.
— «Вечер» был днем актерского пиршества, — заметил на пресс-конференции по итогам фестиваля Борис Щербаков. -Мы увидели, как богата актерскими талантами наша земля.
Но уж если говорить о талантах, то нельзя не назвать Московский театр на Юго-Западе. Вот где созвездие актерских дарований! Любимый белгородцами московский режиссер, основатель театра на Юго-Западе Валерий Белякович привез на фестиваль спектакль, который не могли не оценить белгородские театралы. Трагифарс «Баба Шанель» запомнится великолепным перевоплощением актеров-мужчин в женские образы. Каждая из участниц ансамбля «Наитие» -это огромный мир женской души, со своими маленькими радостями и переживаниями. Что еще им осталось в пожилом возрасте?
И смех в этом спектакле соседствует со сдавленными слезами. Кроме «Наития» да воспоминаний, мало что есть в сегодняшнем дне девяностодвухлетней Капитолины Петровны (Максим Шахет). Как актер передает старушечью пластику, дребезжащий голос — остается загадкой. Но один из волнующих моментов — уход из жизни старейшей участницы ансамбля. В ней просыпается молодая душа, полная сил, стремлений к красоте, счастью. Заслуженный артист России Александр Горшков создал не менее запоминающийся образ Тамары Ивановны — старосты ансамбля, один поворот головы которой вызывал гомерический хохот в зале. «В вашем театре все актеры талантливы», — было сказано на итоговой пресс-конференции. «Ярко, гротескно, бутафорично», — а это уже о работе режиссера критик Ольга Сенаторова.
— Спектакль умножил список моей коллекции этого фестиваля. Режиссер Валерий Белякович обладает удивительной способностью расширять и углублять смысловой объем спектакля. В «Бабе Шанель» открывается тема стариков, но вместе с этим возникает тема судьбы культуры, создается разветвленная система конфликтов. Вместе с режиссерской блестящей работой хочется отметить каждую из актерских работ. Это ансамблевый спектакль, — сказала Ольга Валентиновна.
В свою коллекцию театральный критик вписала и белгородский спектакль «На дне» в постановке Валерия Беляковича, отметив, что щепкинцы могут выходить на очень серьезный разговор со зрителем, осмысливая земные проблемы и восходя к горним вершинам. Многие критики оценили в этом спектакле актерские работы народного артиста России Виталия Старикова (Сатин), артистов Дмитрия Гарнова (Васька Пепел), Андрея Зотова (Клещ), Игоря Ткачева (Актер).
Театральный критик Валерий Подгородинский поблагодарил организаторов фестиваля за возможность театральному сообществу встречаться, общаться, наблюдать за происходящими изменениями в российских театрах, обмениваться опытом.
— Девятый фестиваль «Актеры России — Михаилу Щепкину» показал, что он отвечает своему назначению: радовать зрителя прекрасными актерскими работами, предлагать интересные сценические решения известных пьес, идущих на мировых сценах. Огромное спасибо руководству области за то, что поддерживаете этот фестиваль. Увы, но за эти двадцать пять лет, что идет фестиваль в Белгороде, в других городах подобные фестивали давно умерли. А здесь, благодаря неутомимому художественному руководителю белгородского театра Виталию Слободчуку, фестиваль живет, развивается.
У этого фестиваля прекрасное будущее, — прокомментировал итоги фестиваля заслуженный работник культуры России В. В. Подгородинский.
Марина Русанова