Вы слышали такое понятие, как дом-кровать? Нет? А у нас в городе есть такие. В доме 130/132 по улицы Победы зарегистрированы тридцать шесть человек. С учетом метража помещения выходит, что на каждого человека в нем приходится приблизительно по четыре квадратных метра. Видимо, в муравейнике устали ходить друг у друга по головам, потому что на сегодняшний день они просят у администрации ни много ни мало — тридцать пять квартир.
Согласно техническому паспорту, этому дому (как и тем, которые находятся рядом с ним) осталось совсем немного до столетнего юбилея. Вы наверняка видели эти дома: в самом центре города, на улице Победы, рядом со зданием университета, «Белэкспоцентром», свежепостроенным торговым центром «Меркурий», в окружении новеньких многоэтажек, стоит рядок домишек с покосившимися окошками, прохудившимися крышами, невыкрашенными заборами.
В силу возраста и неэстетичного вида эта территория была подвержена сносу еще в восьмидесятые. Однако реальная необходимость возникла два года на-зад. Именно в этом месте должны быть проложены сети водоснабжения и водоотведения как для новостроек, в том числе для муниципального детского сада, так и для уже существующих домов. Планируется, что эти коммуникации будут питать весь район. Возможно ли проложить их в другом месте? Берем во внимание плотность застройки, насыщенность земли уже действующими подземными коммуникациями — нет. Прокладка коммуникаций осуществляется в соответствии с распоряжением администрации города, датированным июлем 2011 года.
Учитывая преклонный воз¬раст домов, казалось бы, жильцы должны быть только рады тому, что у них появилась возможность обменять свои хатенки на квартиры в новостройках. Вот тут-то и начинается самое интересное.
Оказалось, что количество людей, прописанных в приговоренных к сносу домах, просто немыслимое: в одном, по документам, живет тридцать шесть человек, в другом — более сорока. Как так вышло? Этого не могут объяснить даже соседи.
Мария Кирилловна и Татьяна Федоровна живут здесь же, в од-ном из домиков. Их ситуация решилась легко: в помещении были зарегистрированы только родственники. Двумя квартирами, предложенными взамен старому дому, они были удовлетворены. Откуда у них так неожиданно взялось порядка сотни соседей, они не понимают.
Впрочем, история стара как мир. Дело в том, что ранее, со-гласно законодательству страны, в случае расселения жильцам давали квартиры из расчета социальной нормы на одного человека (вначале она составляла 12 квадратных метров, после — 18). Однако законодательство изменилось. Теперь собственники получают выкупную стоимость (эта сумма складывается из стоимости земли и стоимости собственно жилья) либо по этой выкупной цене им предоставляют новое жилье.
Согласно независимой экспертизе, проводимой в 2011 году, на тот момент стоимость дома №130/132 по улице Победы составила около шести с половиной миллионов. Эта сумма делится на всех собственников. В итоге, в зависимости от количества метров в собственности, люди получают от 80 до 950 тысяч рублей.
В апреле этого года эксперты, которых наняли жильцы дома, оценили его в девять с половиной миллионов. На одном из последних судебных заседаний (которых с мая этого года было уже бесчисленное множество) была назначена очередная экспертиза. Однако вряд ли столетний дом будет оценен более чем в десять миллионов рублей. Эта сумма обиженных собственников, скорее всего, не удовлетворит. Они в своих требованиях не скупятся: на 36 человек просят 35 квартир.
Желая улучшить свои жилищные условия любой ценой, люди начали прибегать к не самым чистым способам борьбы. Война ведется на всех фронтах: в суде жители муравейника пытаются оспорить распоряжение администрации города об изъятии земельных участков для муниципальных нужд. А около месяца назад, при поддержке белгородского комсомола, они развернули целую протестную кампанию. Началось все с растяжек: на полотнах ярко-красного цвета (что симптоматично), и по сей день украшающих эти дома, белыми буквами написаны громкие лозунги, вроде «Власти Белгорода хотят лишить наши семьи с детьми и стариками единственного собственного жилья и сделать нас бездомными».
Был и митинг, куда народ пришел защищать права «обиженных» собственников, видимо, не подумав, что в случае удовлетворения их требований больше трех десятков квартир будут приобретены за счет нас, налогоплательщиков.
Интересно, что кампания эта началась за несколько недель до выборов, хотя история с расселением, как уже писалось, не появилась внезапно и тянется уже много лет Впрочем, комсомол своей выгоды не получил: их кандидат, усиленно раскручивающий на данном случае свое имя, в горсовет не прошел.
Пока неизвестно, как закончится эта история: впереди еще много судов и прочей нервотрепки. Однако хочется верить, что решено все будет по-справедливости. Это удобно: пока люди зарабатывают, вступают в ипотеки, прописаться в какой-нибудь халупе и ждать, пока ее кто-нибудь снесет, а в честь этого всех с головой квартирами осыплет. Но, согласитесь, как-то нечестно…