Школа духовной жизни

К 180-летию основания Свято-Троицкого мужского монастыря

Квартал областного центра, окаймленный проспектами Богдана Хмельницкого и Славы, Свято-Троицким бульваром и улицей 50-летия Белгородской области, богат историческим прошлым. Именно здесь в 1650 году был построен Белгородский кремль, третья крепость. В течение веков Белгород был центром Белгородско-Обоянской епархии. И здесь на протяжении шести лет жил и служил епископ Белгородский Иоасаф.

Многими добродетелями был славен этот человек, главным делом своей жизни считавший духовное кормление прихожан, помощь страждущим. Он лично навещал обездоленных, неся им материальную и духовную помощь. Святитель часто посещал больных и приносил им исцеление. Постоянные служебные разъезды, аскетический образ жизни, административные заботы подорвали здоровье епископа. В мае 1754 года, предвидя близкую кончину, святитель Иоасаф, повелев устроить для него при Троицком соборе склеп, совершил свою последнюю в Белгороде Божественную литургию. После тяжелой болезни он скончался 10 декабря 1754 года. Был похоронен в белгородском Свято-Троицком соборе.

Белгород стал местом паломничества верующих. 4 сентября 1911 года состоялось торжественное прославление святителя Иоасафа и обретение его нетленных мощей. В Белгородском государственном историко-краеведческом музее хранятся почтовые открытки начала ХХ века, выпущенные разными издателями к торжествам открытия мощей, с видами Свято-Троицкого собора, Знаменской церкви, покоев святителя, Свято-Троицкого мужского монастыря.

Главный собор города

В этом году исполняется 180 лет со времени основания монастыря. Он получил свое название от главной соборной Свято-Троицкой церкви, которая была построена в 1596 году и представляла собой небольшое деревянное здание. По указу царя Алексея Михайловича Свято-Троицкий храм в 1667 году получил статус кафедрального собора. Каменный Свято-Троицкий собор был заложен в 1690 году и освящен митрополитом Иустином в 1707-м. В 1760 году была на-чата постройка каменной колокольни.

В 1833 году состоялся перевод архиерейской кафедры из Белгорода в Курск. Тогда же по предложению епископа Курского и Белгородского Илиодора (Чистякова) кафедральный Свято-Троицкий собор был обращен в общежительный мужской монастырь второго класса. В его состав вошли Свято-Троицкий собор и архиерейский дом, обнесенные высокой оградой с башнями. Штат монастыря сначала был небольшим — настоятель, казначей, четыре иеромонаха, иеродиакон и диакон. Первым настоятелем монастыря стал архимандрит Иоасаф (в миру Иосиф Минаков).

В 1834 году при настоятеле архимандрите Елпидифоре (Бенедиктове) вокруг монастыря была возведена каменная ограда с угловыми башнями. К юго-вос-току от собора, в монастырской ограде, находился каменный храм с деревянным сводом в честь Знамения Пресвятой Богородицы. Построен он был с целью иметь в монастыре вместительную теплую церковь. Сюда приходили на богослужение и воспитанники мужской семинарии,

располагавшейся напротив монастыря.

В 1864 году в южной стороне монастырских покоев была устроена новая домовая церковь во имя св. Тихона Задонского. При ней в дальнейшем ста¬ли размещаться часть ризницы и монастырская библиотека, в которой насчитывалось около 1500 книг духовного содержания.

Отдельно от собора на расстоянии девяти саженей и одного аршина располагалось огромное здание соборной коло-кольни, 20 аршин в длину и ширину и 65 аршин в высоту. В нем было четыре яруса, сужающихся кверху, с красивыми колоннами. На четвертом восьмигранном ярусе были установлены часы с боем. Через нижний ярус шел главный вход в Свято-Троицкий мужской монастырь.

В монастыре имелись свечной завод, построенный в 1905 году, и две иконно-книжные лавки, одна из которых была крыта железом с комнатой для послушника.

В марте 1866 года в Белгород из Харькова был доставлен большой праздничный колокол для колокольни Свято-Троицкого собора весом 1045 пудов и 13 фунтов, отлитый на средства белгородского купца Н.И. Чумичова. В 1897-1898 годах при архимандрите Антонии собор был капитально отремонтирован.

«Воины Христовы»

Монастырская братия размещалась в двух отдельных корпусах. Неустанная молитва, послушание укрепляли веру, дух и плоть тех, чьи души запросили «хлеба жизни», а не суетных мирских благ. Службы осуществлялись строго по расписанию, поэтому по монастырю люди сверяли время, ориентируясь на звук колокола. День начинался между полуночью и двумя часами: утренняя служба, затем службы — в шесть, девять, двенадцать, три часа дня, вечерняя в пять часов. Последняя служба между шестью и восемью часами вечера. Время между молитвами было заполнено трудом. Правила монашеской жизни строго соблюдались в монастыре. За их нарушение полагались наказания. Жизнь монаха есть вечная борьба против обольщений земного мира. Монастырь с его суровой дисциплиной должен был воспитывать монаха настоящим «воином Христовым». Но монастырь был открыт миру.

Известный художник И.С. Ижакевич расписал интерьер архиерейских покоев в Свято-Троицком мужском монастыре сюжетами из жизни святителя. Для монастырской братии она была примером беззаветного служения Создателю и социального служения. Монашествующие совершали духовное окормление и оказывали практическую помощь людям, находящимся в больницах, инвалидам, а также обездоленным мирянам.

Несколько выше Свято-Троицкого со-бора находилось братское монастырское кладбище, где хоронили священнослужителей, преподавателей духовной семинарии и монахов. В краеведческом музее хранится почтовая открытка начала ХХ века с изображением фрагмента монастырского кладбища, где запечатлены поминальная часовня, ухоженные могилы с крестами и надгробными плитами.

Свято-Троицкий собор, по материалам краеведа А.Н. Крупенкова, «был первым белгородским некрополем — он издавна служил усыпальницей белгородских архиереев».

Не уничтожить память никогда!

В августе 1911 года произошло знаменательное событие: в северной части собора была установлена рака из драгоценных металлов и сень для нет-ленных мощей святителя Иоасафа, а в южной — шкаф с его облачениями. 4 сентября 1911 года на торжественное прославление белгородского чудотворца и обретение его мощей в Белгород прибыло около 200 тысяч паломников. Торжественные богослужения начались в Свято-Троицком мужском монастыре еще 30 августа. 2 сентября, во время начавшейся в 9 часов утра литургии, прибыли в Белгород и проследовали в обитель Великий князь Константин Константинович с супругой Елизаветой Федоровной. После молебна был совершен крестный ход вокруг монастыря. В музее бережно хранятся старинные открытки и литографии, запечатлевшие эти знаменательные исторические события.

Свято-Троицкий монастырь был закрыт в начале 1920-х годов. Монахи были изгнаны, в 36 жилых комнатах поселили 86 других жильцов. В 1920 году мощи святителя Иоасафа были извлечены из гробницы, отправлены в Москву, а затем — в музей истории религии и атеизма в Казанском соборе в Ленинграде. И лишь в 1991 году состоялось второе их обретение.

В помещениях Свято-Троицкого монастыря в разное время размещались совпартшкола, детский дом имени III Интернационала, воинская часть и другие учреждения. Постепенно были разрушены Свято-Троицкий кафедральный собор и другие монастырские постройки. В ночь с 5 на 6 июня 1930 года были взорваны древние стены монастыря. Уничтожено и братское монастырское кладбище. Казалось, закончилась история белгородской святыни. Но прошли годы, и одержали победу непреложные законы бытия, в основе которых лежат богатейшие сокровища православной духовности и культуры.

В 2011 году общественность широко отмечала 100-летие канонизации святителя Иоасафа, епископа Белгородского. В Белгород съехались тысячи паломников, чтобы приложиться к нетленным мощам. Была восстановлена пещерка святителя (первое место упокоения), рядом с которой возведена часовня с подземным переходом в нее. Любой может прийти на это святое место, и словно прикоснуться к истории Свято-Троицкого мужского монастыря, сыгравшего, как и другие православные обители, огромную роль в культурной, политической и хозяйственной жизни Руси. В нашей стране монастыри всегда были не только местами молитвенного служения Богу, но и центрами культуры, просвещения, своего рода музеями, где хранились уникальные произведения национального искусства. А также библиотеками с поразительными по ценности собраниями рукописей и редких книг.

Марина Нерубенко, старший научный сотрудник Белгородского историко-краеведческого музея