С первых лет жизни ребенка родителям необходимо заботиться о психическом здоровье ребенка. В нормальной семье малыш окружен вниманием и заботой родных, и, казалось бы, не должно быть поводов для беспокойства. Однако и у детей, воспитывающихся в семье, наблюдается весьма высокий процент психических заболеваний, в том числе неврозов, особенно в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте.
На атмосферу в семье и, следовательно, на психическое здоровье ребенка влияют различные факторы. Негативное воздействие оказывают чрезмерная загруженность родителей, их невротизация, наличие личностных проблем и незнание того, как их решать. Свою лепту вносят и неудовлетворительные жилищно-бытовые условия, ранний выход матери на работу. Помещение ребенка в детский сад до трех лет или привлечение няни сильно травмирует его психику, поскольку он еще не готов к разлуке с матерью.
Плохо влияют на ребенка и конфликты между родителями. В этом возрасте малыш не может еще хорошо ориентироваться в тонкостях межличностного общения, неспособен понимать причины конфликтов между родителями, не умеет выражать собственные чувства и переживания. Очень часто ссоры между родителями воспринимаются им как тревожное событие, ситуация опасности. Ребенок склонен чувствовать себя виноватым в возникшем конфликте, случившемся несчастье, поскольку не может понять истинных причин происходящего и объясняет все тем, что он плохой, не оправдывает надежд родителей и недостоин любви. Все это вызывает у дошкольников постоянное чувство беспокойства, неуверенности в себе, эмоционального напряжения и может стать источником психического нездоровья.
Свою роль в развитии ребенка играет и воспитание, отношения с родителями. Специалисты выделяют демократический, контролирующий и смешанный стили родительского воспитания. Демократический стиль характеризуется высоким уровнем принятия ребенка, хорошо развитым вербальным общением с детьми, верой в самостоятельность ребенка в сочетании с готовностью помочь ему в случае необходимости. В результате такого воспитания дети отличаются умением общаться со сверстниками, активностью, стремлением контролировать других детей (причем сами не поддаются контролю), хорошим физическим развитием. При контролирующем стиле воспитания родители берут на себя функцию контроля за поведением детей: ограничивают их деятельность, но поясняют суть запретов. Дети послушны, неагрессивны, нерешительны. При смешанном стиле воспитания дети чаше всего характеризуются как послушные, эмоционально чувствительные, внушаемые, нелюбопытные, с бедной фантазией. Неправильное воспитание приводит к формированию различных неврозов. Например, ученые выделяют три типа неправильного воспитания:
1. Непринятие, эмоциональное отвержение ребенка (осознаваемое или неосознаваемое), присутствие жестких регламентирующих и контролирующих мер, навязывание ребенку определенного типа поведения в соответствии с родительскими понятиями о «хороших детях». Другой полюс отвержения характеризуется полным равнодушием, попустительством и отсутствием контроля со стороны родителей.
2. Гиперсоциализирующее воспитание — тревожно-мнительное отношение родителей к здоровью, успехам в обучении своего ребенка, его статус среди сверстников, а также чрезмерная озабоченность его будущим. 3. Эгоцентрическое чрезмерное внимание к ребенку всех членов семьи, присвоение ему роли «кумира семьи».
Конечно, не существует готовых рецептов и моделей воспитания, которые можно просто взять и, не изменяя, приложить к своему ребенку. Но можно дать некоторые рекомендации:
1. Поверьте в уникальность своего ребенка, он не похож на вас самих, поэтому не стоит требовать от ребенка реализации за¬данной вами жизненной программы и достижения поставленных вами целей, предоставьте ему право прожить жизнь самому.
2. Позвольте ребенку быть самим собой, со свои¬ми недостатками, слабостями и достоинствами. Принимайте его таким, ка¬кой он есть. Опирайтесь на сильные стороны ребенка.
3. Не стесняйтесь демонстрировать ребенку свою любовь, дайте ему понять, что будете его любить всегда, при любых обстоятельствах.
4. Не бойтесь «залюбить» ребенка, берите его на колени, смотрите ему в глаза, обнимайте и целуйте его тогда, когда ему этого хочется.
5. В качестве воспитательного воздействия чаще используйте ласку и поощрение, чем наказание и порицание.
6. Постарайтесь, чтоб ваша любовь не обернулась все¬дозволенностью и безнадзорностью. Установите четкие рамки и запреты (желательно, чтоб их было не-много, самые основные, на ваш взгляд) и позвольте ребенку действовать в рамках установленных запретов и разрешений.
7. Не спешите прибегать к наказаниям. Постарайтесь воздействовать на ребенка просьбами — это самый эффективный способ давать ему инструкции. В случае неповиновения родителю необходимо убедиться, что просьба соответствует воз¬расту и возможностям ребенка.
8. Не забывайте, что ключ к сердцу ребенка лежит через игру. В процессе игры вы сможете передать ему необходимые навыки и знания, понятия о жизненных правилах и ценностях.
9. Чаше разговаривайте с ребенком, объясняйте ему необходимые явления и ситуации, суть запретов и ограничений. Помогите ребенку научиться словесно выражать свои чувства и переживания, научиться понимать и анализировать свое поведение и поведение других людей.
10. Психическое здоровье ваших детей в ваших руках. Чаше полагайтесь на свою любовь и интуицию и при необходимости обращайтесь за помощью к психологу.
О.В. Ковалева, врач-психиатр Белгородской областной клинической психоневрологической больницы