Перемены, принятые сердцем

Грядущий День знаний Евгений Евтушенко, Олеся Чернева и Евгений Рудаков (на снимке) впервые встретят в качестве педагогов. Вчерашние выпускники вузов, теперь они будут дарить знания детям.

— Не терпится приступить к работе, — признается педагог-психолог межшкольного учебного комбината Евгений Евтушенко. — Хочется помогать ребятам выбирать профессию.

Традиционную встречу городских педагогов посвятили обсуждению перспектив развития системы образования в рамках новых законодательных инициатив. В работе педсовета приняли участие начальник управления образования Белгорода Андрей Мухартов, мэр Белгорода Сергей Боженов и начальник департамента образования Белгородской области — заместитель председателя правительства области Игорь Шаповалов.

Екатерина Беломирская

Традиционно перед началом нового учебного года об основных достижениях, проблемах и путях их решения в городской системе образования рассказывает начальник управления образования Белгорода Андрей Мухартов.

— Андрей Александрович, какие новшества ожидают городскую систему образования в наступающем учебном году?

— В общем образовании изменения в содержании определяются федеральными государственными образовательными стандартами. С первого сентября они будут реализовываться во всех первых, вторых и третьих классах, а также части четвертых, пятых и шестых классов в учебных заведениях №№ 9,10, 22,32,38. Прошедший учебный год показал, что новые стандарты в школах приняты, еще не всегда сердцем, но разумом — да. Менять сложившиеся стереотипы всегда нелегко. На протяжении многих лет в российской школе царила знаниево-ориентированная педагогика, теперь основным будет системно-деятельностный подход. Опыт по введению федеральных государственных образовательных стандартов, полученный нашими первопроходцами — лицеями №№ 9,10,32 и гимназией №22, представляет большую ценность. Предстоящий учебный год должен стать годом его активного изучения и осмысления.

Переход к федеральному государственному стандарту дошкольного образования, который в ближайшей перспективе будет принят, заставляет нас уже сейчас обратить серьезное внимание на формирование интеллекта и творческих способностей дошкольников. Для этого будет внедряться система интеллектуальных игр. Дальнейшее системное развитие, уже начиная с дошкольного возраста, получат проектные, исследовательские, поисковые технологии.

В дополнительном образовании мы будем стремиться к расширению спектра образовательных программ, наиболее привлекательных для детей: это спорт, школьный туризм, хоровое академическое пение, фототворчество, детский театр, школьное телевидение, моделирование, конструирование. В каждом образовательном учреждении будет разработана система пешеходных экскурсий, что созвучно городскому проекту «Музей под открытым небом».

Развитие системы городского образования определяется рядом документов. В начале сентября вступит в силу новый федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», одно из главных положений которого — это автономия образовательных учреждений, т.е. самостоятельность в осуществлении образовательной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов. Кроме того, правительством Белгородской области принята Стратегия развития дошкольного, общего и дополнительного образования Белгородской области на 2013-2020 годы. Целевая установка Стратегии — перевод отрасли образования на качественно новый уровень. В целом в городе продолжится реализация Стратегии развития города Белгорода до 2025 года и городской целевой программы «Развитие муниципальной системы образования города Белгорода на 2012-2013 годы».

— С увеличением рождаемости растёт длина очередей в детские сады. Что предпринимается управлением образования для решения этой проблемы?

— Доступное и качественное дошкольное образование — один из приоритетов деятельности управления. Для увеличения количества мест в дошкольные учреждения принимается ряд мер. Так, в 2013 году после реконструкции начал функционировать детский сад №7 на 150 мест. За последние два года открыты 19 групп для дошкольников на базе школ. За счет доукомплектования существующих муниципальных детских садов создано 537 мест. Помимо 67 муниципальных детских садов и учреждений для дошкольников и младшеш-кольников, в городе работают ещё 46 частных и негосударственных дошкольных учреждений. Рост числа частных детских садов привел к увеличению мест для малышей. Несмотря на это, более двух тысяч дошкольников от двух до четырех лет не получили путевку в муниципальный детский сад. Но эти дети не могут и не должны остаться без образовательно-воспитательного воздействия.

Каждый детский сад и лично руководитель обязаны предложить родителям различные варианты, обеспечивающие доступность дошкольного образования. Это консультационные пункты, группы кратковременного пребывания, организация прогулочных и адаптационных групп, групп развития. И, конечно же, в городе продолжится строительство детских садов.

— Подавляющее число выпускников стремится поступить в вузы. Но в службе занятости заявляют, что на сегодняшний день востребованы в основном рабочие профессии. Как школа решает это несоответствие?

— Нужно признать, что сейчас школа практически не выполняет функцию профессиональной ориентации выпускников на рабочие профессии. Приоритетным критерием успешности школы стало считаться количество поступивших в вуз выпускников. Функционирующий в городе межшкольный учебный комбинат, безусловно, восполняет этот пробел, но только усилиями комбината это проблему не решить. Согласованность в профори-ентационной работе школ, комбината, психологических служб, координация деятельности со службой занятости города — вот наши приоритеты. Межшкольному учебному комбинату нужно более результативно работать в плоскости «профессия и карьера», менять содержание учебных программ относительно потребностей рынка труда. Важно, чтобы каждый выпускник получал водительское удостоверение. Межшкольный учебный комбинат и шесть ресурсных центров (школы №№ 48,10,42,40,18,29), а также школа №27 позволяют это решить в полной мере.

— С 2014 года планируется учитывать все внеучебные достижения школьников. Это должно стимулировать ребят на участие в конкурсах, олимпиадах всех уровней. Каковы результаты работы с одарёнными детьми в Белгороде?

— В 2012-2013 учебном году Белгород сохранил лидерство в работе с талантливой молодежью. В региональном этапе всероссийской олимпиады белгородские школьники заняли почти половину всех призовых мест. В эту победу наибольший вклад внесли лицеи №№ 38, 32 и гимназии №№ 12,1. Особенно успешным стало выступление бел-городцев на олимпиадах по астрономии, математике, физике, химии, английскому языку, физической культуре. 26 школьников приняли участие в заключительном этапе всероссийской олимпиады школьников, восемь из них стали победителями и призерами. 99 учеников получили дипломы очных этапов всероссийских исследовательских конференций. Сохранение высоких позиций в дальнейшем требует решения задачи производства и распространения педагогических технологий для развития одаренности.

— По статистике, первую группу здоровья сегодня имеют лишь 12 процентов школьников города, вторую — почти 40. Что делается для того, чтобы сохранить здоровье детей?

— На состояние здоровья человека оказывают влияние многие факторы: наследственность, экология, социально-экономическое положение семьи. Свою долю ответственности несет и система образования. В каждом образовательном учреждении должны быть созданы условия для оздоровления детей. Во-первых, это внедрение во все предметные области здоровьесберегающих технологий, обеспечение двигательной активности учащихся в течение учебного дня, сбалансированное горячее питание, создание в каждом образовательном учреждении службы здоровья. Во-вторых, это введение в практику жизни школьников города электронных паспортов здоровья, способствующих пониманию, что их собственное благополучие и успешность зависят от здоровья и навыков его сохранения. Это и разработка и реализация индивидуальных программ коррекции образа жизни. В-третьих, это качественное медицинское обслуживание детей и педагогов, проведение своевременной диспансеризации. Сегодня в 40 школах открыты лицензированные медицинские кабинеты, ведется работа по лицензированию стоматологических кабинетов. В-четвертых, это развитие службы мониторинга здоровья детей на основе современных технологий. В 13 школах системно внедряется технология В.Ф. Базарного, с 1 сентября еще шесть школ приступят к этой работе. Замечено, что технология Базарного в корне меняет систему работы и способствует созданию внутренней среды, обеспечивающей здоровьесозидающий характер образовательного процесса.

— Перевод отрасли образования на качественно новый уровень требует и новых качеств и знаний педагогов. Каким должен быть современный учитель?

— Белгород ориентирован на формирование инновационной экономики, что предъявляет особые требования к системе общего образования, которая призвана обеспечивать базовое образование для будущих работников инновационной экономики и, соответственно, к кадрам, осуществляющим это образование. В этой ситуации каждый учитель должен владеть технологией проектно-исследовательской деятельности. В соответствии с государственными образовательными стандартами учитель должен готовить креативного, критически мыслящего, владеющего основами научных методов познания окружающего мира, способного осуществлять учебно-исследовательскую и проектную деятельность выпускника. Школьник должен быть подготовлен к осознанному выбору профессии и мотивирован на образование и самообразование в течение всей своей жизни.

Сегодня общая численность работников системы образования составляет около девяти тысяч человек. Наблюдается нехватка учителей начальной школы, физической культуры, воспитателей детских садов. Радует, что в последние годы в школе все больше закрепляется молодых специалистов — это является показателем возрастающего престижа профессии, в том числе и благодаря увеличению заработной платы. В настоящее время средняя заработная плата педагогов детских садов составляет 17900 рублей, учителей — 25430 руб., педагогов дополнительного образования — 16400 руб. И это не предел.

— Андрей Александрович, что бы вы хотели пожелать педагогам, детям и их родителям в новом учебном году?

— Желаю, чтобы для каждого работника системы образования этот год стал этапным в профессиональном развитии, чтобы он был наполнен лучшими профессиональными подарками — ростом мастерства, качеством работы, удовлетворением от ее результатов. Родителям желаю, чтобы они чувствовали себя не сторонними наблюдателями и судьями работы управления образования, а полноправными партнёрами педагогов в образовательном процессе, наравне со школой участвовали в процессе. Ребятам хочу пожелать успехов в учёбе и творчестве.

Беседовала Наталья Петрикова