Предвыборная агитация — главный инструмент в борьбе за мандаты в городском Совете

Избирательная комиссия города Белгорода информирует

(Порядок проведения предвыборной агитации в период избирательной кампании по выборам депутатов Совета депутатов города Белгорода пятого созыва 8 сентября 2013 года)

1. Общие положения

Правовые основы проведения предвыборной агитации при проведении выборов депутатов Совета депутатов города Белгорода пятого созыва (далее — выборы) изложены в Конституции Российской Федерации, Федеральном законе от 12.06.2002 №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Законе Российской Федерации от 27.12.1991 №2124-1 «О средствах массовой информации», Федеральном законе от 19.06.2004 №54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», Избирательном кодексе Белгородской области.

Понятие, признаки предвыборной агитации, права и обязанности кандидатов и иных участников избирательных правоотношений по ее проведению, ограничения и запреты при проведении предвыборной агитации установлены статьями 2, 4, 44-56 Федерального закона №67-ФЗ и статьями 2, 52-66 Избирательного кодекса Белгородской области.

Агитационный период начинается со дня выдвижения кандидата, списка кандидатов и прекращается в 00.00 ч. за одни сутки до дня голосования (7 сентября 2013 года).

Предвыборная агитация на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях начинается с 10 августа 2013 года и прекращается в 00.00 ч. 7 сентября 2013 года.

Проведение предвыборной агитации 7 и 8 сентября 2013 года запрещается.

Агитационные печатные материалы (листовки, плакаты и другие материалы), ранее размещенные в установленном Федеральным законом порядке на зданиях и сооружениях, за исключением зданий, в которых размещены комиссии, помещения для голосования, и на расстоянии не менее 50 метров от входа в эти здания, сохраняются в день голосования на прежних местах.

Политическая партия, выдвинувшая зарегистрированный список кандидатов, не позднее 28 августа 2013 года публикует свою предвыборную программу в газете «Наш Белгород», а также размещает ее в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Для такой публикации используется бесплатная печатная площадь, предоставляемая избирательным объединениям в соответствии с избирательным законодательством, либо такая публикация оплачивается из средств избирательного фонда избирательного объединения, выдвинувшего зарегистрированный список кандидатов.

2. Условия проведения предвыборной агитации в периодических печатных изданиях

Редакция газеты «Наш Белгород» обязана выделять бесплатную печатную площадь для агитационных материалов, предоставляемых зарегистрированными кандидатами, политическими партиями, зарегистрировавшими списки кандидатов в депутаты Совета депутатов города Белгорода пятого созыва.

Общий минимальный объем площади, которую газета «Наш Белгород» бесплатно предоставляет зарегистрированным кандидатам, должен составлять не менее 15 процентов от общего объема ее еженедельной печатной площади. Редакцией газеты определено 20 процентов еженедельной печатной площади, что составляет 4800 кв. см.

Общий объем бесплатной печатной площади распределяется между зарегистрированными кандидатами и избирательными объединениями, зарегистрировавшими списки кандидатов, путем деления этого объема на общее число зарегистрированных кандидатов, и увеличенное в два раза число избирательных объединений, имеющих право на бесплатную публикацию агитационных материалов в газете «Наш Белгород».

Бесплатные публикации агитационных материалов зарегистрированных кандидатов и избирательных объединений, зарегистрировавших списки кандидатов, осуществляются по графику, утверждаемому Избирательной комиссией города Белгорода.

График предоставления бесплатной печатной площади с указанием конкретной даты составляется редакцией газеты «Наш Белгород» по результатам жеребьевки, проводимой Избирательной комиссией города Белгорода с участием редакции газеты «Наш Белгород» и избирательных объединений, зарегистрировавших списки кандидатов, зарегистрированных кандидатов 6 августа 2013 года.

Редакция газеты «Наш Белгород» зарезервировала 9600 кв. см печатной площади для проведения предвыборной агитации за плату. Даты публикации предвыборных агитационных материалов за плату определяются в соответствии с жеребьевкой, которую проведет редакция газеты «Наш Белгород» с участием зарегистрированных кандидатов, представителей избирательных объединений на основании письменных заявок на участие в жеребьевке. Жеребьевка проводится 6 августа 2013 года. Размер и условия оплаты единые для всех кандидатов, избирательных объединений.

Редакции негосударственных периодических печатных изданий, выполнившие требования части 6 статьи 58 Избирательного кодекса Белгородской области, вправе опубликовать агитационные материалы в соответствии с договором, заключенным между редакцией и субъектами агитации. Указанные редакции вправе отказать в предоставлении печатной площади для проведения предвыборной агитации.

Публикация агитационных материалов в периодических печатных изданиях не должна сопровождаться редакционными комментариями в какой бы то ни было форме, а также заголовками и иллюстрациями, не согласованными с соответствующим кандидатом, избирательным объединением.

Публикации всех агитационных материалов, размещаемых в периодических печатных изданиях, должны сопровождаться информацией о том, за счет средств избирательного фонда какого кандидата или избирательного объединения была произведена оплата соответствующей публикации.

Редакции периодических печатных изданий, публикующих агитационные материалы, за исключением учрежденных кандидатами, избирательными объединениями, не вправе отдавать предпочтение какому-либо кандидату или избирательному объединению путем изменения тиража и периодичности выхода периодических печатных изданий.

3. Условия проведения предвыборной агитации посредством агитационных публичных мероприятий

Кандидаты, избирательные объединения вправе осуществлять агитацию посредством агитационных публичных мероприятий с момента выдвижения кандидатов, списков кандидатов.

Проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирования в целях предвыборной агитации регулируется Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом №67-ФЗ, Федеральным законом «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», Избирательным кодексом Белгородской области, соответствующим законом Белгородской области, регулирующим вопросы подготовки и проведения публичных мероприятий на территории области.

Агитационное публичное мероприятие -открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений, в том числе с использованием транспортных средств, с целью свободного выражения и формирования мнений, а также выдвижения требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни, побуждающих избирателей к голосованию за кандидатов, списки кандидатов.

Собрание — совместное присутствие граждан в специально отведенном или приспособленном для этого месте для коллективного обсуждения каких-либо общественно значимых вопросов.

Митинг— массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера.

Демонстрация — организованное публичное выражение общественных настроений группой граждан с использованием во время передвижения плакатов, транспарантов и иных средств наглядной агитации.

Шествие — массовое прохождение граждан по заранее определенному маршруту в целях привлечения внимания к каким-либо проблемам.

Пикетирование — форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации.

Органы местного самоуправления города Белгорода обязаны содействовать зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям в организации и проведении собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирования.

Для проведения встреч с избирателями администрация города Белгорода выделила 46 помещений муниципальных общеобразовательных учреждений и учреждений культуры. Постановлением Избирательной комиссии города Белгорода от 24 мая 2013 года №№11/58 утверждены порядок и время предоставления помещений, находящихся в муниципальной собственности, для проведения публичных мероприятий по заявкам зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, зарегистрировавших списки кандидатов.

Уведомление о проведении митинга, уличного шествия, демонстрации и пикетирования подается организатором публичного мероприятия в письменной форме в установленные законом сроки.

В уведомлении указываются цель, форма, место (места) проведения публичного мероприятия, маршруты движения участников, а в случае, если публичное мероприятие будет проводиться с использованием транспортных средств, информация об использовании транспортных средств, дата, время начала и окончания публичного мероприятия, предполагаемое количество участников публичного мероприятия, формы и методы обеспечения организатором публичного мероприятия общественного порядка, организации медицинской помощи, намерение использовать звукоусиливающие технические средства при проведении публичного мероприятия, фамилия, имя, отчество либо наименование организатора публичного мероприятия, сведения о его месте житель-

ства или пребывания либо о месте нахождения и номер телефона, фамилии, имена и отчества лиц, уполномоченных организатором публичного мероприятия выполнять распорядительные функции по организации и проведению публичного мероприятия, дата подачи уведомления о проведении публичного мероприятия.

Уведомление о проведении публичного мероприятия подписывается организатором публичного мероприятия и лицами, уполномоченными организатором публичного мероприятия выполнять распорядительные функции по его организации и проведению.

4. Условия выпуска и распространения печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов



Кандидаты, избирательные объединения вправе беспрепятственно распространять печатные, а равно аудиовизуальные и иные агитационные материалы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Организации, индивидуальные предприниматели, выполняющие работы или оказывающие услуги по изготовлению печатных агитационных материалов, обязаны обеспечить зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, выдвинувшим зарегистрированные списки кандидатов, равные условия оплаты изготовления этих материалов. Список организаций, индивидуальных предпринимателей, выполнивших требования части 1.1. статьи 62 Избирательного кодекса Белгородской области, опубликован в газете «Наш Белгород» 24 июля 2013 года. Организация, индивидуальный предприниматель, не выполнившие данные требования, не вправе выполнять работы или оказывать услуги по изготовлению печатных агитационных материалов. Нарушение указанного требования влечет привлечение виновных лиц к административной ответственности, предусмотренной статьей 5.51 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Все печатные и аудиовизуальные агитационные материалы (за исключением распространяемых через СМИ) должны содержать наименование, юридический адрес и идентификационный номер налогоплательщика организации (фамилию, имя, отчество лица и наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, где находится место его жительства), изготовившей (изготовившего) данные материалы, наименование организации (фамилию, имя, отчество лица), заказавшей (заказавшего) их, а также информацию о тираже и дате выпуска этих материалов и указание об оплате их изготовления из средств соответствующего избирательного фонда кандидата, избирательного объединения.

Экземпляры печатных агитационных материалов или их копии, экземпляры аудиовизуальных агитационных материалов, фотографии иных агитационных материалов до начала их распространения должны быть представлены кандидатом, избирательным объединением в Избирательную комиссию города Белгорода.

Вместе с указанными материалами должно быть также представлено уведомление, содержащее сведения о месте нахождения (об адресе места жительства) организации (лица), изготовившей и заказавшей (изготовившего и заказавшего) эти материалы.

Запрещается изготовление и распространение агитационных материалов без предварительной оплаты за счет средств соответствующего избирательного фонда кандидата, избирательного объединения и с нарушением требований, установленных законом.

Не допускается выпуск и распространение агитационных материалов совместно несколькими кандидатами, зарегистрированными в составе списков, выдвинутых разными избирательными объединениями, несколькими зарегистрированными кандидатами (в том числе выдвинутыми разными избирательными объединениями), несколькими избирательными объединениями.

В ходе приема агитационных материалов член Избирательной комиссии города Белгорода с правом решающего голоса осуществляет первичную проверку представленных кандидатом, избирательным объединением агитационных материалов и документов на соответствие требованиям избирательного законодательства.

В случае выявления по результатам первичной проверки нарушений требований избирательного законодательства, допущенного при изготовлении агитационного материала, Избирательная комиссия направляет в адрес кандидата, избирательного объединения, представившего агитационный материал, соответствующее письменное уведомление.

Администрация города Белгорода по предложению Избирательной комиссии не позднее чем за 30 дней до дня голосования устанавливает специальные щиты для размещения печатных агитационных материалов на территории каждого избирательного участка. Перечень указанных мест опубликован в №46 газеты «Наш Белгород» от 27 июня 2013 года.

Печатные агитационные материалы могут вывешиваться (расклеиваться, размещаться) в помещениях, на зданиях, сооружениях и иных объектах (за исключением специально определенных для этой цели мест) только с согласия и на условиях собственников, владельцев указанных объектов. Размещение агитационных материалов на объекте, находящемся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на равных условиях для всех кандидатов, избирательных объединений. При этом за размещение агитационных материалов на объекте, находящемся в государственной или муниципальной собственности, плата не взимается.

Запрещается размещать печатные агитационные материалы на памятниках, обелисках, зданиях, сооружениях и в помещениях, имеющих историческую, культурную или архитектурную ценность, а также в зданиях, в которых размещены избирательные комиссии, помещения для голосования, и на расстоянии менее 50 метров от входа в них.

Организации, индивидуальные предприниматели, оказывающие рекламные услуги, обязаны обеспечить кандидатам равные условия для размещения агитационных материалов.

5. Особенности проведения предвыборной агитации с использованием ресурсов сети «Интернет»

Сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» разделяются на зарегистрированные и незарегистрированные в качестве средств массовой информации (СМИ) — от этого зависит правовое регулирование размещения предвыборной агитации на данных Интернет-ресурсах.

Размещение агитационных материалов на сайтах в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», зарегистрированных в качестве СМИ, которые в соответствии со статьей 2 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» являются сетевыми изданиями, регулируется нормами, определяющими порядок проведения предвыборной агитации через СМИ.

Использование сайтов в сети «Интернет», не имеющих регистрации в качестве СМИ, регламентируется нормами зако
одательства о выборах, определяющими требования к выпуску и распространению аудиовизуальных и иных агитационных материалов.

К сетевым изданиям, в том числе учрежденным кандидатами, избирательными объединениями, также применяются все требования, предъявляемые избирательным законодательством к СМИ, размещающим предвыборную агитацию. В частности, агитация в СМИ может проводиться только в период за 28 дней до дня голосования и прекращается за одни сутки до дня голосования. После 00.00 ч. 7 сентября 2013 года и в день голосования — 8 сентября 2013 года, размещение агитации в сетевых изданиях должно быть прекращено.

Размещение агитационного материала должно сопровождаться указанием на то, из средств избирательного фонда какого кандидата, избирательного объединения оплачено размещение этого агитационного материала.

Для негосударственных сайтов в сети «Интернет» также действует правило, согласно которому условия оплаты размещения агитационных материалов должны быть едины для всех кандидатов и избирательных объединений, это требование не распространяется на редакции негосударственных сетевых изданий, учрежденных кандидатами, избирательными объединениями.

Если сайт в сети «Интернет» не зарегистрирован в качестве СМИ, размещение на нем агитационных материалов за плату является формой выпуска и распространения аудиовизуальных и иных агитационных материалов, в связи с чем такое размещение должно осуществляться с соблюдением Избирательного кодекса Белгородской области и только после формирования соответствующего избирательного фонда кандидата, избирательного объединения. Такой агитационный материал должен быть представлен до начала его размещения в Избирательную комиссию города Белгорода.

При использовании возможностей Интернета должны учитываться и соблюдаться все ограничения, установленные законодательством к содержанию и размещению указанных агитационных материалов.

6. Ограничения при проведении предвыборной агитации

Запрещается агитация, возбуждающая социальную, расовую, национальную или религиозную рознь, а также агитация, при проведении которой осуществляется пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики.

Зарегистрированный кандидат, избирательное объединение, выдвинувшее зарегистрированный список кандидатов, не вправе использовать эфирное время на каналах организаций, осуществляющих телевещание, предоставленное им для размещения агитационных материалов, в целях распространения призывов голосовать против кандидата, списка кандидатов, распространять информацию в которой явно преобладают сведения о каком-либо кандидате, кандидатах, избирательных объединениях, выдвинувших зарегистрированные списки кандидатов, в сочетании с негативными комментариями, распространения информации, способствующей созданию отрицательного отношения избирателей к кандидату, избирательному объединению, выдвинувшему кандидата, список кандидатов.

Зарегистрированным кандидатам, их доверенным лицам, избирательным объединениям, выдвинувшим зарегистрированные списки кандидатов, их доверенным лицам, уполномоченным представителям, а также иным лицам и организациям при проведении предвыборной агитации законом запрещается осуществлять подкуп избирателей, вручать им денежные средства, подарки и иные материальные ценности, воздействовать на избирателей посредством обещания им денежных средств и других материальных благ.

Избирательные комиссии контролируют соблюдение установленного порядка проведения предвыборной агитации.

В пресечении противоправной агитационной деятельности, предотвращении изготовления подложных и незаконных предвыборных агитационных материалов участвуют правоохранительные и иные органы.

Надеемся, что все участники избирательной кампании будут соблюдать избирательное законодательство и выборы депутатов Совета депутатов города Белгорода 8 сентября 2013 года как всегда пройдут достойно и организованно.

А.И. МАСЛОВ,

заместитель председателя

Избирательной комиссии

города Белгорода