Мой прадед в танке горел на поле…

Ежегодно в Белгороде проводится конкурс творческих работ юных корреспондентов пресс-центров детских общественных организаций «Свой голос». В этом году он был посвящен 70-летию Курской битвы. На суд жюри было представлено 46 работ в трех номинациях «Третье ратное поле России», «Героические страницы истории», «Мои земляки». Именно такая «проба пера» помогает начинающим журналистам в их духовном и нравственном воспитании, вызывает интерес к истории родного края и Отчизны, культивирует патриотизм и чувство ответственности перед бессмертным подвигом героев войны. Сегодня мы публикуем работу Павла Чеботарёва, занявшего первое место.

Здесь, под Прохоровкой, в сорок третьем,

Смерть презрев, по сигналу атаки,

Шли солдаты наши в бессмертье,

Становились бессмертными танки.


И. ЧЕРНУХИН

У каждого народа есть в родном Отечестве свои особые, священные места, которые имеют историческое значение для судеб страны и самого народа. На Белгородчине таким священным местом является Прохоровское поле, где состоялось одно из самых грандиозных за всю историю Второй мировой войны сражений.

Поле Жукова, Катукова,

Поле Ротмистрова, Горовца,

Легендарного Кожедуба,

Чья в атаке легка рука,

Поле Левина — жизнелюба,

Славы нашего земляка.



Даже на самой крупномасштабной карте, пожалуй, не отыскать название деревни Прохоровка. В военные дни июля 1943 года она стала одной из горячих точек Курской битвы. Под Прохоровкой произошло крупнейшее в истории войны танковое сражение. Поднимая черные тучи пыли и дыма, навстречу друг другу двинулись две могучие лавины танков. Широкое поле Прохоровки оказалось тесным для такой огромной массы сражающихся. Гитлеровское командование возлагало большие надежды на «боевой сюрприз» для нашей армии — новейшие танки и самоходные орудия. Бой шел не только на земле, но и в воздухе. Над танками сражались советские и немецкие самолеты. Вой объятых пламенем машин, несущихся в последнем пике, гром взрывов на земле – все слилось в один сплошной несмолкающий гул. Я слышу его, глядя на композицию в диораме «Курская битва», и представляю себе, как две мощные лавины устремились друг другу навстречу, и наши танки на полном ходу врезались в боевые машины противника. Вот что рассказывал Г .Т. Левин:

«Горело даже то, что не должно гореть: горела сама земля. Даже на высоте семьсот метров дышать было нечем: гарь доходила туда». Я родился в счастливое мирное время, и на Прохоровском поле побывал в качестве экскурсанта. Экскурсовод рассказал, что Прохоровское сражение было войной техники, и особую роль в ней сыграли танк Т-34, созданный под руководством М.И. Кошкина, самоходно-артиллерийские установки и пушки. Но мне кажется, что сокрушить врага помогли еще талантливые полководцы и героизм солдат. Ведь это историки назвали место великой брани полем, а для солдат это не поле, а земля, своя, родная, которую нельзя отдать врагу. Поэтому надо вставать и идти в атаку, и сражаться — за Прохоровку, за каждый наш город и село, каждую улицу и дом, за бескрайние хлебные поля и русские березы, за всю нашу страну. Наверное, поэтому в то суровое время рано взрослели мальчишки, еще вчера игравшие «в войну», а теперь уже жившие по ее законам. В самом пекле войны побывал и мой прадед Чеботарев Георгий Евтеевич, он был водителем танка.

Прадед рассказывал, что танковая броня хорошо защищает от пуль и осколков, но при метком попадании гранаты или сна- ряда танк превращается в огненную ловушку: могут взорвать- ся мотор и бензобаки, а температура горящего танка так высока, что сталь, оплавляясь, приваривает лю ки. Прадед трижды горел в танке, а своих сгоревших заживо товарищей по мнил всю жизнь. Самой страшной и жестокой он называл битву под Прохоровкой. Он вспоминал такой случай.

Накануне битвы он решил навестить родителей на окраине Томаровки, где стояли тогда немецкие поезда с техникой и припасами. По знакомым с детства местам прадед проехал на танке незамеченным, только при въезде в Томаровку он напоролся на немецкую батарею. Немцы уже готовились стрелять, но прадед ушел с линии огня и, обойдя с фланга, вышел на полной скорости на батарею. Он не мог один стрелять и надеялся только на скорость, смяв немецкие пушки гусеницами. Когда прадед прибыл в часть, его хотели судить за то, что он был за линией фронта, но один из командиров вступился за мальчишку. Прадед пока- зал на карте место, где стоят немецкие батареи. За участие в сражении под Прохоровкой был на гражден медалью, которую, как и другие боевые награды и фронтовые реликвии, бережно хранил всю жизнь. Я думаю, что мой прадед, как и сотни других доблестных солдат, внес свой вклад в победу. По словам П.А. Ротмистрова, командующего Пятой гвардейской армией, здесь, в местечке под на званием Прохоровка, «впервые за всю войну лето стало по-настоящему нашим».

В памяти поколений со временем стираются отдельные детали и события прошлого, уходят в вечность ветераны. А мы должны помнить: военное поколение среди всех особое. Оно спасло тех, кто родился после войны. Мои земляки бережно хранят память о ратных подвигах воинов, которые принесли Великую Победу. Многие из них остались в засыпанных окопах и воронках. Всем им, найденным и не найденным, посвящены Поклонный крест на хуторе Сторожевом, часовня памяти у села Гусь-Погореловка, братские могилы в селах Прелестном, Беленихино… Встали на ратном поле храм и «Памятный знак» – символы вечной благодарной памяти защитникам Родины. В храме на белокаменных плитах высечены имена около семи тысяч воинов, павших под Прохоровкой, на «Памятном знаке» золотыми буквами выбиты фамилии Героев Советского Союза, список армий, частей и соединений, принимавших участие в сражении на третьем ратном поле России.

Поле русское, необъятное,

Ты и хлебное, ты и ратное.

Синевой даль земная увенчана

— Поле русское, поле вечное…


Павел Чеботарёв, ученик 9 «А» класса гимназии №5