Все было здесь, под сводами лицея…

В лицее №9 бережно хранят память о прошлом старейшего в городе учебного заведения. Здесь создан замечательный школьный музей, рассказывающий о разных периодах жизни лицея, людях, чья жизнь каким-то образом связана с ним.

Одна из страниц истории нашего лицея — Великая Отечественная война. До войны в здании лицея №9 был расположен учительский институт. Летом 1941 года его выпускники были призваны на защиту Родины.

Из воспоминаний Ивана Григорьевича Везенцева: «В июне 1941 г. сдали выпускные экзамены (на естественно-географическом факультете). Я должен был ехать по распределению директором в Новополевскую семилетнюю школу Глазуневского района Курской области. Но нам не успели выписать дипломы, так как началась война. Всех студентов собрали в актовом зале и объявили, что… началась война. После митинга попросили остаться коммунистов (я был коммунистом), и мы все написали заявления о добровольном уходе на фронт».

Осенью 1941 г. при отступлении советских войск в здании гимназии расположился госпиталь №1923. Все учебные классы были переоборудованы под больничные палаты. Начальником госпиталя был Андрей Чефранов. Хирургом работала врач из Курска Лидия Самсоненко. Медицинский персонал госпиталя самоотверженно боролся за жизнь советских солдат и офицеров. Вместо перевязочного материала приходилось использовать скатерти, шторы и другие домашние тряпки.

Помещение отапливалось печками-буржуйками. Среди раненых солдат был известный киноартист Зиновий Гердт. В 1989 году он приезжал в Белгород, выступал в театре, где с большой теплотой вспоминал медицинский персонал госпиталя. Он рассказал, что здесь, в стенах школы №9, спасли жизнь ему, а также многим солдатам, которые после лечения смогли вернуться на фронт и продолжали защищать Родину. С особой любовью Зиновий Ефимович вспоминал, как девочки 11-13 лет и старше ухаживали за ранеными, дежурили даже ночью и приносили из дома чистые тряпочки для перевязки ран.

Федоренко (Чуева) Таисия Ивановна, которой в 1941 году было двенадцать лет, была одной из этих добровольных помощниц медицинского персонала госпиталя. Вот что вспоминает она: «Когда началась война, мы классом с учительницей ходили в школу № 9, там находился госпиталь для наших раненых солдат. Мы ухаживали за ними, разносили обеды, писали письма их родным, даже песни пели, мечтали и надеялись на Победу. Я ходила в госпиталь каждый день до 25 августа 1941 года».

А вот воспоминания Раисы Андреевны Говор, ветерана войны, почетного гражданина города Белгорода: «Родилась я в 1916 году. Когда началась война, мне было 24 года. До войны я закончила учительский техникум, который находился в здании гимназии № 9, и была направлена в школу № 1. Война принесла много горя и страдания для всех белгородцев. Как только наша армия отступила, в здании гимназии был организован госпиталь, раненых привозили каждый день, их было очень много. Я работала руководителем агитколлектива по улице Кирова (где я тогда жила). В госпитале я работала две недели, но какое это было тяжелое время… Сколько горя и слез я видела ежедневно! Раненых было много, все звали «сестричку» на помощь, мы бегали от койки к койке, старались помочь, чем могли, иногда лаской и добрым словом. Бинтов и других перевязочных материалов не было, из дома приносили все, что годилось для перевязки (рубашки, наволочки, простыни, майки). Ночью дома стирали, гладили, а утром приносили в госпиталь. Раненым нужны были витамины, поэтому многие женщины ходили на рынок и для раненых приносили яблоки, овощи, молоко. Продавцы давали бесплатно для раненых, так как у нас были на голове повязки с красным крестом. Раненые, как могли, своей улыбкой благодарили нас. Часто под диктовку мы писали письма родным домой. Но вскоре меня назначили заведующей городским отделом народного образования, в госпиталь я уже не могла приходить, так как была очень загружена работой. В ночь с 23 на 24 октября 1941 года госпиталь эвакуировали. В это время уходили и жители города. Я с 1941 года по 1945 г. была в действующей армии. В районе Старого Оскола защищала подступ немцев к Воронежу, потом перебросили меня под Сталинград. В 1943 г. присутствовала в боях на Курской дуге за освобождение Белгорода, Харькова, прошла с боями Украину, Польшу, Германию, Венгрию. После войны вернулась в родной город Белгород. Страшно было смотреть на город – одни развалины, ни одного уцелевшего дома. Меня направили работать в Белгородский обком партии инструктором военного отдела. Это была работа с демобилизованными и инвалидами войны. Хорошо помню это огромное обугленное кирпичное здание гимназии №9, где стояли только стены. Страшно это все вспоминать, весь город был в развалинах. Сколько требовалось сил для восстановления города!»

А вот еще несколько строк об истории здания лицея.

«24 октября 1941 наши войска оставили город. Начался период оккупации, который продолжался до 1943 года. В это время в здании находились немецкие склады, конюшни. Когда в начале 1943 года немцы второй раз захватили город, в здании расположилось гестапо. Здесь фашисты зверски пытали советских солдат, вели жестокие допросы. После пыток раненых и окровавленных людей бросали, не оказывая никакой помощи. Многих именно отсюда везли казнить на Базарную площадь, где были установлены виселицы, которые немцы охраняли и стреляли, если кто-то пытался снять родственника или знакомого.

Сколько страданий и горя видели эти кирпичные своды! Сколько сердец обливались кровью в застенках гестапо! Очень жаль, что нет никаких документов о том периоде, потому что изверги-фашисты, отступая из города, сожгли все бумаги. И здание полыхало неделю, скрывая страшные страницы истории гимназии в годы оккупации».

В августе 1943 года, когда наши войска освободили город, солдаты увидели ужасное зрелище: в здании нет внутренних стен, сгорела крыша, от взрывов не было стекол, закопченные стены пробиты пулями.

Ветеран 94-й стрелковой дивизии, командир пулеметного взвода, гвардии старший лейтенант А.Д. Савин, вспоминал: «Что я помню об освобождении Белгорода? Город стоял в развалинах, только на окраинах кое-где уцелели частные домики, а в старом здании гимназии №9 были капитальные, прочные подвалы, которые немцы использовали в обороне. При освобождении города у стен гимназии №9, выбивая немцев из подвала, погиб мой товарищ, на моих глазах он умер, так как пуля попала в сонную артерию. Страшно вспоминать ужасы войны. Сколько крови было пролито, чтобы немцев выбить из подвалов! Не щадя жизни, дрались бойцы подразделений товарищей Глаголева и Рябцева, командира роты старшего лейтенанта товарища Штана, выбивая немцев из подвалов и домов. 5 августа 1943 года под их командованием были уничтожены немцы и в подвале гимназии».

К великому сожалению, восстановить имена погибших на территории гимназии невозможно (при отступлении немцы уничтожили все документы). Но в сердцах белгородцев всегда будет жить любовь и благодарность к тем, кто, не щадя жизни, боролся с фашистами ради нашего будущего.

Алла Лазаревна Верещака, ветеран педагогического труда, ответственная за работу школьного музея