К 300-летию императорского Дома Романовых и юбилею великого князя Константина
155 лет назад родился великий князь Константин Константинович Романов — воспитанник выдающихся деятелей русской культуры, переводчик Шекспира и Гёте, меценат, сенатор, драматург, президент Императорской Санкт-Петербургской академии наук. А ещё — почётный гражданин Белгорода.
Из книги А. Крупенкова «Белгородская старина» нам известно, что это звание присуждалось человеку за особый вклад в дела города или особые заслуги перед горожанами —
как, например, министру внутренних дел А. Е. Тимашеву, который содействовал проведению первого в Белгороде водопровода.
Баловень судьбы
А заслуга великого князя состоит в том, что он порадовал белгородцев своим визитом — на торжества, посвящённые канонизации святителя Иоасафа 3 и 4 сентября 1911 года. О чём написал в своём дневнике: «…Пишу под дивными впечатлениями в Курской губернии на величавых, проникнутых неподдельным благочестием… торжествах прославления святителя Иоасафа… Виденное и перечувствованное в Белгороде укрепляет веру в наш народ и его нравственную силу…»
Городские власти, польщённые визитом августейшего гостя, обратились к Константину Константиновичу «с просьбой о принятии им звания почётного гражданина г. Белгорода… Его Императорское Высочество, выразивши удовольствие, изъявил милостивое свое согласие…».
В дальнейшем Константин Константинович поддерживал с белгородцами добрые отношения. Так, в 1912 году в связи с его болезнью городские власти направили ему телеграмму: «Белгородская городская Дума… возносит горячую молитву о здравии Вашего Императорского Высочества», на которую великий князь ответил: «Глубоко тронутый, горячо благодарю Белгородскую городскую Думу. Константин».
Конечно, из этого эпизода невозможно понять, насколько одарённой и многогранной личностью был этот человек, которого называли одним из лучших представителей рода Романовых. Он и сам о себе говорил:
В душе загадочной моей есть тайны,
Которых не поведать языком,
И постигаются случайно
Они лишь сердцем, не умом.
Дошедшие до нас многочисленные портреты и фотографии запечатлели его красивый облик: тонкое лицо, светлые глаза, холёные руки с длинными пальцами в перстнях — истинный аристократ, как по рождению, так и по воспитанию.
Он появился на свет 10 (22) августа 1858 года и был вторым сыном великого князя Константина Николаевича, внуком императора Николая I, а последнему императору Николаю II приходился двоюродным дядей. По линии матери, урождённой принцессы Саксен-Альтенбургской, Константин Константинович был потомком шотландского короля Роберта Брюса, поэтому с полным правом мог сказать о себе:
Я баловень судьбы… Уж с колыбели
Богатство, почести, высокий сан
К возвышенной меня манили цели, —
Рождением к величью я призван.
Служитель муз
Детство «баловня судьбы» прошло в роскоши Мраморного дворца в Петербурге и в дворцовых апартаментах Павловска, среди живописных портретов предков и огромных зеркал, отражавших пышность и изысканность интерьеров. Везде, где росли и воспитывались великие князья (у Константина было три брата), звучала музыка. Музицировали и мать Александра Иосифовна, и отец Константин Николаевич, который играл на виолончели. С ранних лет юный Константин увлекался поэзией и музыкой, прекрасно играл на рояле и виолончели, при этом хорошо знал математику, гуманитарные науки, историю. Среди его домашних учителей были писатели И. А. Гончаров и Ф. М. Достоевский, историки С. М. Соловьев и К. И. Бестужев-Рюмин, музыкальный критик Г. А. Ларош, виолончелист И. И. Зейферт.
Все великие князья обязаны были служить. Ещё до рождения Константин был предопределён отцом, генерал-адмиралом, к службе во флоте. Он и родился на берегу Финского залива, в имении Стрельна, чтобы как можно раньше увидеть безбрежную морскую даль. Гардемарином Константин совершил дальнее плавание по Атлантическому океану и Средиземному морю на фрегате «Светлана».
Девятнадцатилетний князь принимал участие в русско-турецкой войне 1877-1878 годов, где отличился в бою и был награждён орденом Святого Георгия 4 степени «в воздаяние за храбрость… на Дунае, у Силистрии, где лично был спущен Его Высочеством брандер против турецкого парохода». Однако морская служба не привлекала молодого человека, он чувствовал в себе призвание к творчеству.
В 1883 году великий князь был назначен командиром роты Его Величества лейб-гвардии Измайловского полка. Как вспоминал военный министр А. Ф. Редигер, «при всех личных достоинствах, великий князь Константин Константинович… по своей мягкой и поэтической натуре… мало годился для какой-либо служебной деятельности, особенно же по военному ведомству… Он до тонкости знал все внешние обязанности строевого начальника и любил всю парадную сторону гвардейской службы, но сам остался в душе поэтом». Молодой командир сразу «привёл за руку» поэтическую музу в петербургские казармы, учредив «Измайловские досуги» — литературно-музыкально-театральное объединение для офицеров полка. Именно здесь впервые появились загадочные литеры «К. Р.», которым он подписывал свои стихотворения.
Наукам покровитель
Но всё же эта «царская кровь» обязывала Константина Константиновича к государственной и общественной деятельности. Как все члены августейшей фамилии, он должен был состоять попечителем, почётным членом, председателем самых разнообразных государственных учреждений, организаций, фондов и комитетов.
В 1889 году Константин Романов был назначен президентом Императорской Академии наук — это был первый и единственный в истории России случай, когда Академию наук возглавлял член царствующего дома. При столь высоком покровительстве в академии осуществился ряд крупных научных и культурных проектов: были открыты Зоологический музей в Петербурге, новые лаборатории и обсерватории, а одна из них, Одесская, построена на личные средства великого князя. Он способствовал строительству первого в мире ледокола «Ермак», оказал высочайшее покровительство полярной экспедиции барона Э. В. Толля.
Важным начинанием Константина Конс-тантиновича были организация празднования 100-летия со дня рождения А. С. Пуш-кина и учреждение фонда имени великого поэта для издания сочинений русских писателей и трудов Академии наук.
Великий князь являлся почётным попечителем Педагогических курсов при Санкт-Петербургских женских гимназиях, вице-председателем Музыкального общества, почётным членом Географического и Минералогического обществ. Начиная с 1910 года, проводил большую работу по развитию и улучшению обучения в кадетских корпусах, занимая должность генерал-инспектора военно-учебных заведений. Константин Константинович часто посещал военные училища: ласковость, внимание и душевная чуткость к ребятам были его неизменными качествами. Военная летопись сохранила немало случаев, когда он по-отечески помогал попавшим в беду кадетам.
«То песнь моя!»
Но всё же в памяти потомков Константин Романов остался прежде всего как поэт К. Р. Первоклассным талантом он не обладал, но занял своё место в истории русской литературы. Подписывать свои произведения полным именем ему было «не по чину»: член августейшей фамилии не мог выступать в качестве профессионального поэта, актёра или музыканта. Инициалы отгораживали поэта К. Р. от великого князя Константина Константиновича.
Свой первый поэтический сборник, вышедший в 1886 году, он отправил на «решительный суд» классикам И. А. Гончарову, Я. П. Полонскому, А. Н. Майкову, своему любимому поэту А. А. Фету и известному критику Н. Н. Страхову, чтобы понять: поэт ли Константин Романов? Или его опусы — «лишь нервов раздраженье»? «В обществе… мои стихи произвели впечатление, похвалы им я слышу со всех сторон… Это хотя и ласкает моё самолюбие, но нисколько не удовлетворяет. Мне нужно более осмысленное суждение», — писал он в письме к Страхову. Так сложилось вдохновенное содружество — красивый, поэтически одаренный, царского рода молодой человек и пять «стариков»: Гончаров, Майков, Фет, Страхов, Полонский.
По свидетельству мемуаристов, особенно близкие отношения были у Константина Константиновича с Афанасием Фетом. Под влиянием любимого поэта в творчестве Константина Романова появились циклы стихов: «В ночи», «Звёзды», «Месяц», «Ах, эта ночь так дивно хороша!..», «Ночь. Небеса не усеяны звездами…», «Что за краса в ночи благоуханной!..».
Великий князь писал любовную, пейзажную лирику, салонные стихи. Его мелодичные строфы легко превращались в романсы — музыку к ним писали Чайковский, Рахманинов, Глазунов, Глиэр. Самый известный романс «Растворил я окно…» на музыку Чайковского очень любил В. И. Ленин.
Перу августейшего поэта принадлежат переводы трагедий Ф. Шиллера и И. Гёте, один из лучших переводов «Гамлета».
Самым крупным произведением поэта К. Р. является мистерия в стихах «Царь Иудейский» — о последних днях жизни Христа, его казни и воскресении. Театральная постановка пьесы была запрещена Синодом, не допустившим низведения евангельской истории на театральные подмостки. Но по разрешению царя пьеса была поставлена любительским придворным театром, где сам автор исполнил роль Иосифа Аримафейского. Впоследствии эту пьесу и авторские примечания к ней М. А. Булгаков использовал как материал для романа «Мастер и Маргарита».
Приют уединенный
Пожалуй, не было ни одного мемуариста, не сказавшего слов о семейном счастье Константина Романова. В 1884 году он женился на принцессе Елизавете Саксен-Альтенбургской (русское имя Елизавета Маврикиевна). Супруга приходилась ему троюродной племянницей. В их семье царили любовь и взаимопонимание, родились три дочери и шесть сыновей. Жизнь великокняжеской семьи проходила в Мраморном дворце Петербурга — зимой, в Стрельне или Павловске — летом. Но более всего Константин Константинович любил имение Осташёво, дивный уголок подмосковной земли на реке Рузе, где всегда ждал его «пленительный, любимый за письменным столом вседневный труд».
В Осташёво великий князь построил начальную школу, помогал в строительстве больницы, шоссейной дороги. Здесь был похоронен его сын, князь Олег, погибший на фронте в самом начале Первой мировой войны.
Смерть горячо любимого сына — одарённого юноши, мечтавшего стать писателем, подорвала и без того некрепкое здоровье великого князя. Он скончался от сердечного приступа 2 (15) июня 1915 года в Павловске и был последним из Романовых, умершим до революции и погребённым в Петропавловской крепости.
Ксения Белоусенко,
ведущий библиотекарь отдела краеведческой литературы
Белгородской универсальной
научной библиотеки