О чём грезит песок?

Светящийся экран. Мелкий песок струится под пальцами, и неожиданно на экране начинают вырисовываться картины. Волна, еще волна, в секунды посреди бушующего моря вырастает корабль, перед ним – скалы. Море продолжает бурлить: легкими движениями художника оно превращается в живой организм. Картинки сменяют одна другую. Художник пишет свой рассказ, в реальном времени создает самый настоящий мультфильм. В этот момент он и сценарист, и режиссер, и монтажер…

Кажется, будто при этом он даже не касается экрана. Будто в подушечках его пальцев есть специальные магнитики для притягивания песка. «Это волшебство», — комментируют дети. Зрелище по-настоящему невероятное. Но, между прочим, волшебством этим овладеть может любой желающий. Ведь у нас в городе есть студия рисования песком, где учат колдовать над сказочными светящимися экранами!

Школа волшебства

Когда песочное рисование зародилось? Пожалуй, еще в древности, когда наши предки пытались выводить палочками какие-то символы. Возможно, диалог с песком у человека начался раньше, чем с себе подобными.

Впрочем, что говорить? Все мы в жизни непременно вступаем в творческий союз с этим материалом, когда в детстве делаем песочные куличики или строим замки на берегу моря.

Как искусство рисование песком пришло к нам из Америки, где в 70-х годах прошлого столетия художница Кэролайн Лив выпустила оригинальный мультипликационный фильм, созданный на подсвеченном экране с помощью песка.

Сейчас рисование песком — это очень популярное занятие. В этой технике создаются мультфильмы, делаются настоящие песочные шоу, повсеместно открываются специальные школы. Школа рисования песком «СэндПро» в Белгороде открылась осенью прошлого года.

По песочной школе волшебства меня провели ее руководитель Галина Карякина и психолог Оксана Васильева.

— Когда человек слышит слово «песок», он сразу представляет себе отдых: это пляж, вода, солнце… Волны щекочут пятки, ты закапываешься по щиколотку, строишь на берегу замок, — говорит Галина.

Песок – благодатный материал. Он успокаивает и расслабляет. Здесь учат не только рисовать, но и находить общий язык с самим собой.

— Песок заземляет негативные эмоции. Если проблему изобразить, она кажется уже не такой страшной, она осязаема. Можно просто провести ладонью, и проблема исчезнет вместе с хрупкой песочной картинкой, — уверена психолог Оксана.

Рисование песком – занятие всевозрастное.

— К нам даже приходили пенсионеры и очень просили, чтобы их взяли в какую-нибудь группу, — рассказывает Галина.

Но все же большинство «песочных» художников – дети. Здесь занимаются даже с малышами. Правда они работают не на столах, как художник в начале этого материала, а в специальной песочнице.

На световых столах занимаются ребята постарше. Как правило, от семи лет и выше.

Ни в песочнице, ни на столах не нужны кисти и краски. Инструменты для создания песочных картин – собственно сам песок и безграничная фантазия.

Здесь нет правил, нет конкретных задач. Ребенку объясняют принцип, как нужно рисовать, говоря лишь о технике, а дальше он творит сам. Благодаря этому он раскрывается, происходит его эмоциональное и умственное развитие.

— К примеру, один мальчик в первые дни нашей работы рисовал крошечные фигурки, от занятия к занятию они у него увеличивались, и вскоре стали занимать чуть ли не весь экран. С точки зрения психологии это положительная динамика. Эта тенденция говорит о повышении самооценки. Некоторые малыши после занятий начинают лучше говорить, у них развивается воображение, — делится своим опытом Оксана.

Путешествие в сказку

Славику три с половиной года. Мы пришли с ним на занятие в песочнице. Помимо него, на песочный урок пришли десять мальчиков и девочек.

Оксана начинает занятие. Вначале просит потрогать песок, почувствовать его, успокоиться.

— Закапываем руки в песок. Сейчас они у нас будут спать.

— Моим ручкам снятся котики.

— А моим — собачки.

— А моим – будто они – не ручки, а цветочки!

Со временем в песочнице начинают появляться игрушки: маленькие жучки-паучки, ракушки. Все ребята с удовольствием втягиваются в игру. Даже непоседливый Славик.

Оксана рассказывает сказку. Главный герой ее – гном. Дальше дети сами придумывают повороты сюжета. Строят свой маленький мир, где все происходит так, как им самим хочется.

В соседней комнате на светящихся столах занимаются юные художники Ира и Савелий.

Преподаватель объясняет детям:

— Вот здесь убираешь пальчиком лишнее, а тут наоборот нужно немножко подсыпать песка. Руки должны быть полностью расслаблены, плавно скользить по экрану…

Пока картинки под руками детей получаются довольно примитивными. Быстрота, навык, когда ты можешь за несколько минут, а то и секунд поменять кадр в своем песочном мультике, когда из обычного круга получается профиль человека, из него – телефонная трубка, из нее воздушный шар или, скажем, рыба, — это все в будущем. Однако здесь, в пределах своего экранчика, они хозяева, они разговаривают с песком на его особом языке, и им это нравится.

По окончании занятия Славик подошел ко мне и шепнул:

— Мам, моим ручкам в песочке снилась речка и солнышко. Им было хорошо. Давай сюда придем еще раз!