Проект обустройства Архиерейской рощи и превращения её в парк отдыха задуман годы назад. Однако на месте возможного парка — по-прежнему стена деревьев, где вместо аллей со скамейками ямы перемежаются с самодельными мостиками.
Не дождавшись строительства парка, за идею взялись энтузиасты. Один из таких — председатель ТОС «Роща», архитектор и общественный деятель Юрий Шапошников. С ним мы поговорили о том, какой он хочет видеть Архиерейскую рощу.
Дом, в котором живёт Юрий Иосифович, находится неподалёку от будущего парка. Почти каждый день архитектор прогуливается среди деревьев, идя в магазин за хлебом. Здесь же проходят мимо или отдыхают его знакомые и соседи. Однако роща вместе с её опасными обрывами и склонами – это явно не то, что хотели бы видеть на этом месте многие белгородцы.
Имея достаточно большой жизненный опыт, Юрий Иосифович серьёзно и ответственно подошёл к делу. Он разработал проект парка и выступил представителем рабочей группы по исправлению проекта реконструкции Архиерейской рощи. Сделал свою карту, где обозначил идеи, взяв за основу оригинальный план.
Мы стоим у входа в рощу – «голого» места рядом с трассой. Юрий Иосифович разворачивает карту и начинает рассказывать.
— Посмотрите, здесь будет центральный вход с воротами, от которых протянется центральная аллея… Давайте пройдём вниз.
Мы проходим вглубь, спускаясь по склонам. Люди своими руками соорудили здесь ступеньки, чтобы идти было не так тяжело. Юрий Иосифович комментирует: спуски в роще не каждый осилит. Девушки на каблуках, а в особенности мамы с колясками пройдут здесь с трудом. А отвечать за сломанные ноги кто будет? Только сами пострадавшие. Потому сгладить эти спуски – одна из первостепенных задач, которые нужно решить.
При этом, по мнению Юрия Иосифовича, в плане расположения и рельефа эта роща – просто находка для строителей. Здесь можно построить уникальный парк, не нанося большого вреда естественному природному рельефу.
Одна из идей архитектора – строительство так называемых каскадных прудов. Он мечтает сделать семь переходов, через которые будет проливаться вода из родников, которых в роще два. А ведь отдыхать у воды – излюбленное занятие многих.
Фантазия Юрия Иосифовича на этом не заканчивается. Увлёкшись, он рассказывает мне, что ландшафт позволяет сделать в роще даже современный аквапарк. Склоны и овраги удобны для того, чтобы соорудить на их месте крутые горки. Эти же спуски можно было бы превратить в зоны для занятий экстремальными видами спорта.
Свои идеи Юрий Иосифович вынашивает с любовью, с заботой к людям, которые, как и он, хотят проводить свой отдых в уютном месте. Ему действительно небезразлично, что будет рядом с ним – свалка или парк, роща или прохладное место для отдыха. И архитектор прилагает все усилия для того, чтобы воплотить свои задумки в жизнь и сдвинуть дело с мёртвой точки.
— Нужно, чтобы после человека что-то осталось, — говорит Юрий Иосифович. — Ведь если нет следа — не было и человека.
Однако такой «след» не всегда приятен и положителен. Мы проходим чуть дальше и наблюдаем, как вдоль рощи тянется ряд гаражей. Они возвышаются над тропами в роще, и это доставляет неудобства. Поскольку здесь нет современного стока для воды, то она после дождей течёт прямо в рощу и размывает её. Юрий Иосифович уверен, что нужна ливневая канализация, которая сможет решить проблему.
Ещё более неприятен мусор, который сюда приносят отдыхающие и местные жители.
— Глядя на это, хочется сказать людям: «Не уничтожайте рощу!» Вам и вашим детям ещё жить рядом! – говорит Юрий Иосифович.
Островки из пакетов, бутылок, коробок — «оазисы» современной цивилизации – бросаются в глаза любому прохожему. Понятно, эта территория не принадлежит какой-либо управляющей компании и дворники не убирают её, а горожане просто так делать это не берутся. Так эти кучи мусора и лежат здесь — от субботника до субботника.
Проект архитектора был рассмотрен местными властями, изменения, внесённые им в оригинальный план, учтены, но не многие. Архитектор надеется, что к его мнению прислушаются, что деньги на строительство парка — современного, удобного для всех – обязательно найдутся. А пока продолжает размышлять над тем, как усовершенствовать свой проект, привлечь к нему внимание, чтобы у города наконец-то появился долгожданный парк.