Легенда старого Белгорода

Небывалый весенний паводок в центральной части России обошел нашу область стороной. Тем не менее, наблюдался значительный подъем уровня грунтовых вод. Подтопление заложенного под новый дом фундамента по Гражданскому проспекту вызвало дискуссию в обществе и заставило многих вспомнить городскую легенду об «упавшей» в озеро церкви.

Во все времена людей привлекали различные легенды, тайны, необъяснимые явления. Многие из них пришли к нам из глубины веков, и найти их истоки уже практически невозможно. С течением времени они приобретают новые подробности, и уже сложно определить, где сказка, а где быль. В России сказки всегда были особенно любимы в народе, а к существующим легендам относились с трепетом, всячески чтили и оберегали их.

Жемчужиной славянского эпоса является легенда о сокрытии священного града Китежа в озере Светлояр, что в Нижегородской области. Подобные легенды о затонувших городах, селах, церквях или колоколах встречаются в народных эпосах многих народов мира, а аналоги российского града Китежа есть и в других странах: Англия — город Ис, Литва — озеро Свитезь, Франция — город Коетма. Все легенды отличаются между собой мелкими деталями, но содержат основной элемент — водоем, поглотивший город или церковь перед нашествием врагов или как в наказание за прегрешения. Известны и другие их разновидности, связанные с разбором и переносом церквей, образованием или утратой озера, ручья или другого источника со святой целительной водой.

Существует подобная легенда и в нашем городе, упоминание о ней встречается в путеводителе по Белгороду, изданном в 1911 году И. Кулегаевым. Вот ее описание: «В ограде Михайловской церкви сохранилось еще озерко, теперь довольно грязное, которое до сих пор поддерживается ключами (попытка очистить его ни к чему не привела). Это озеро служит предметом поклонения простых богомольцев: они бросают сюда монеты, черпают воду для умывания, а в прежнее время даже купались. Озеро считается „святым“, потому что образовалось будто бы на месте, куда упала в землю старинная церковь, откуда такая легенда — неизвестно».

Можно предположить, что предание это есть некое подражание легенде о граде Китеже, местный фольклор. От белгородцев можно услышать и другие варианты этой легенды — будто бы церковь ушла под землю с прихожанами, которые укрылись в ней при нападении на город. История эта всеми любима, передается из поколения в поколение и обрастает новыми деталями и временными рамками.

А была ли в действительности церковь на этом месте и что стоит за легендой? Об этом, возможно, могут рассказать архивные документы, и ответить на вопрос о том, что же могло послужить прообразом столь притягательной легенды в нашем городе.

Неприятели и озера

Пограничная крепость Белгород, стоявшая на пути неприятельских вторжений, в начале XVII века неоднократно подвергалась нападениям. Однако история с «провалившейся» церковью относится к месту третьей Белгородской крепости, построенной уже в 1650 году на берегу Везелки, а с этого периода осада ее и, тем более, взятие не происходили. Поэтому неприятельский момент в легенде можно смело отнести к фольклорному элементу.

А вот озер в городе действительно было много, в сметной книге за 1676 год при описании Белгородской крепости записано «…и промеж дворов — озера…». Несколько их располагалось вдоль современного Гражданского проспекта. Это были бывшие или несостоявшиеся притоки рек Везелка и Северский Донец, существование которых обусловлено близким залеганием грунтовых вод и мощными весенними разливами рек. Одно из них существовало даже на современной Соборной площади. При составлении нового плана регулярной застройки города, подписанного Екатериной II в 1768 году, озеро это попало в центр проектируемой торговой площади, и поэтому было засыпано по предписанию к плану.

Следующее озеро находилось во дворе дома

А. А. Вейнбаума (Гражданский пр., 41), засыпалось постепенно и окончательно перестало существовать лишь в 50-е годы XX столетия. Еще одно — во дворе дома братьев Котляровых (Гражданский пр., 23), — с XIX века, в отличие от предыдущего, благоустраивалось: возле него был разбит небольшой парк и устроена зона отдыха для горожан, зимой оно служило городским катком. Для этих целей владельцам дома Белгородская городская управа даже разрешила брать воду из водопровода по льготной цене.

А озеро, упоминаемое в легенде, действительно существовало давно, и находилось в ограде Успено-Михайловской церкви, месторасположение которой теперь соответствует северо-восточному углу перекрестка Гражданского проспекта и улицы Белгородского полка. Сохранилась только фотография храма начала XX века, разрушен он в 30-е годы, а озеро это еще хорошо помнят старожилы и могут точно указать его местонахождение. В 1961 году после расчистки русла Везелки уровень грунтовых вод значительно упал, озеро обмелело, и было засыпано. Совсем недавно, в 2007 году, на этом месте был вырыт котлован под строительство дома, который позволил увидеть профиль озера, глубина которого, видимо, не превышала двух-трех метров.

Городские церкви

Белгород всегда отличался наличием большого количества церквей. В первой Белгородской крепости на Меловой горе их было шесть, при перенесении ее на новое место в район современного Старого города их насчитывалось уже тринадцать. При очередном, третьем переносе крепости в 1650 году в район Везелки церкви снова, практически все, получили новые места расположения. Земля под строительство выделялась, как правило, один раз и навсегда, известны только два случая их переноса.

Отсутствие в нашей местности природного камня обуславливало только деревянное строительство, — как оборонительных сооружений, так церквей и зданий. Постепенно деревянные храмы ветшали, были подвержены пожарам, перестраивались, и затем вновь рядом возводились новые. Так уже в 1668 году было отмечено две Преображенские церкви — «одна новая, другая ветхая Преображения Иисуса нашего Христа с пределом». Лишь во время случившегося большого пожара в 1766 году сгорела деревянная Богоявленская церковь, которую уже заново не отстроили, хотя основана она была еще в начале XVIІ века.

После этого крупного пожара, уничтожившего значительную часть городских строений, и утверждения плана новой регулярной застройки Белгорода в 1768 году, церкви стали возводиться каменные. Конец XVIII —

начала XIX вв. характерен массовым строительством каменных церквей в городе, на картах этого периода можно увидеть старые деревянные и рядом новые выстроенные каменные строения Покровской, Тихвинской, Введенской и Петропавловской церквей.

Успено-Михайловская церковь, упоминаемая Куле-гаевым рядом с «легендарным» озером, вела свою историю от церкви, поставленной «Михайловскими и Пронскими казаками» еще в первой Белгородской крепости на Меловой горе, существовала она и в Старом городе. Первое же ее упоминание на месте современного Белгорода относится уже к 1654 году. В письменных источниках, дошедших до наших дней, не указаны точные места расположения церквей, а только их наличие и количество занимаемой усадебной земли, но здесь нам помогут сохранившиеся карты.

На карте части укрепленной Белгородской черты конца XVII века указаны все имеющиеся в то время церкви города-крепости Белгород с их названиями. А на ней возле Успено-Михайловской церкви находится еще одна церковь под названием «Сергия»! Информация об этой церкви встречается в переписной книге Белгорода за 1664 год, где она названа церковью Сретения Пресвятой Богородицы с приделом Сергия Радонежского. В дальнейшем в официальных документах она именовалась как Сретения Пресвятой Богородицы, так и Владимирской, в народе же ее чаще называли Сергиевской. На карте же Белгорода рубежа XVIII-XIX вв., где указаны и озера, здание этой церкви находится вблизи северного берега озера, при этом оно обозначено деревянным. В 1792 году в юго-восточной части современного перекрестка улиц Преображенской и Белгородского полка было построено новое каменное здание церкви с главным престолом в честь Владимирской иконы Божией Матери с приделом в честь Преподобного Сергия чудотворца Радонежского. Это один из случаев переноса церковного здания на новое усадебное место. На вышеуказанной карте обозначены сразу два здания: деревянное — на старом месте и каменное — на новом.

Анализируя эти архивные источники, можно сделать важный вывод, что возле озера в действительности существовало две церкви, одна из которых благополучно сохранилась до XX века, а вторая, видимо, обветшала, разрушилась и постепенно исчезла совсем.

Церковное же место считается в народе святым, даже если церковь уже не существует. Это стало особенно очевидно в период массовых разрушений православных храмов и гонений на религию — народная память оберегала эти места и люди продолжали им поклоняться. Нельзя, конечно, и в нашем случае тоже, отрицать возможные и геологические причины, лежащие в основе всех историй о «провалах», но, скорее всего, это находится в человеческом сознании. Стремление сохранить былую память вылилось в легенды и предания о том, что церковь или город с церквями сохранились где-то в ином мире, под водой, где они не подвержены изменениям. Так, видимо, произошло и с обветшавшей и разрушившейся деревянной Владимирской (Сергиевской) церковью. Она исчезала постепенно, возможно, и в водах озера, но народная память оказалась сильнее времени и условий. Она сохранила ее и донесла до нас в виде красивой легенды.

Александр Лимаров

Елена Кривцова