Вопросы перспективного развития Белгородской агломерации были рассмотрены 30 мая на заседании
Совета при губернаторе Евгении Савченко.
Многообразные связи (производственные, трудовые, культурно-бытовые, рекреационные и т. д.), возникающие в моноцентрической агломерации, требуют от властей взвешенных и точно выверенных управленческих подходов. Направления развития Белгородской агломерации изложил начальник регионального управления архитектуры и градостроительства Виталий Перцев.
В настоящее время на территории вокруг Белгорода компактно проживают в населённых пунктах-спутниках (Строитель, Майский, Короча, Шебекино, посёлках Октябрьский, Томаровка и др.) более шестисот тысяч человек. Виталий Владимирович заявил: «Потенциальная численность населения, по нашим оценкам, может увеличиться в полтора раза и достигнуть 960 тысяч человек».
Обеспечено это будет не за счет безудержного разрастания областного центра и дальнейшего увеличения численности горожан, а благодаря объединению современными логистическими и транспортными коммуникациями близлежащих больших и малых населенных пунктов. «Таким образом, планируется развивать Белгородскую агломерацию без поглощения нового пространства, а за счет повышения транспортной доступности и устранения проблемы расстояний», — отметил главный архитектор региона.
Такой подход дает возможность рассматривать глобальную задачу — создание Харьковско-Белгородской агломерации. Главный архитектор области Виталий Перцев констатировал: «Нам выгодно стремление с обеих сторон создать Харьковско-Белгородскую агломерацию. Харьковчане заинтересованы в нас, как и мы в них. Мы находимся на расстоянии около восьмидесяти километров друг от друга. Это предел экономической целесообразности для ежедневных миграционных движений. Необходимо лишь обеспечить возможность подобных миграционных потоков». По международным меркам границы агломерации определяются возможностью добраться на общественном транспорте за час-полтора в любой входящий в нее населенный пункт. В данном случае требуется обеспечить скоростное движение поездов между Белгородом и Харьковом. «Это одна из проблем, которую надо ставить, рассматривать и решать», — заключил Виталий Владимирович.
При этом нельзя упускать из виду и автотранспортное сообщение. Согласно схеме территориального планирования Белгородчины, предусматривается создание главной рокадной дороги еврорегиона Слобожанщина, которая пройдет через Шебекино, Нечаевку, Ясные Зори, Октябрьский и Грайворон. Виталий Перцев рассказал: «Эта параллельная государственной границе дорога будет сообщаться с основными магистралями региона и выходить к пограничным переходам. Она крайне необходима для проекта Харьковско-Белгородской агломерации. Следует обратиться к федеральным органам с просьбой выделить средства на строительство рокадной дороги».
Кроме того, на Белгородчине назрела необходимость создать третье транспортное кольцо, которое свяжет Томаровку, Строитель, Октябрьский, Корочу и Шебе-кино. Оно обеспечит доступность упомянутых населенных пунктов, в которых планируется разместить логистические центры с надлежащей сервисной инфраструктурой. По словам Виталия Владимировича, дороги-дублёры, параллельные основным магистралям, а также «трехлучевые» развязки позволят значительно разгрузить транспортные потоки областного центра.
Губернатор Евгений Савченко это предложение поддержал. По его мнению, приступить к реализации этого проекта следует в самое ближайшее время, чтобы к 2015 году уже был получен ожидаемый результат.
Упомянул Виталий Перцев и о проектах, направленных на улучшение транспортной системы Белгорода. В частности, он предложил продлить ул. Октябрьскую до ул. Константина Заслонова с выездом на ул. Корочанскую. Это позволит соединить восточный промышленный район с центром города. «Сейчас Корочанская и Волчанская улицы выходят к мосту через реку Северский Донец, где при движении в центр собираются два потока машин. Реализовав задуманное, можно существенно уменьшить на этом участке транспортный поток», — отметил Виталий Перцев.
Второй проект касается ул. Сумской на выезде к основным городским магистралям по путепроводам, которые пролегают через реку Везёлку и железную дорогу. Прокладка новой трассы вдоль этих преград позволяет, по словам главного архитектора региона, существенно перераспределить транспортные потоки без возведения дополнительных мостов. «Это весьма важная, хотя и сложная задача», — отметил Виталий Владимирович.
Кроме того, главному архитектору региона видится целесообразным возвести мост через железную дорогу от ул. Везельской с выходом в развивающийся быстрыми темпами юго-западный район города.
Участники заседания также обсудили вопрос передачи в собственность Белгородской ипотечной корпорации земельных участков под индивидуальное жилищное строительство (ИЖС), а также перспективы развития производственной инфраструктуры Белгородской агломерации.