А правильно ли мы живём?

Эпоха Жана-Батиста Мольера, умело сотворённая актёрами и декораторами на сцене белгородского драмтеатра, на пару дней пригласила зрителей в гости в аристократическую Францию. Третий премьерный спектакль за эту весну — «Мещанин во дворянстве» — закрывал в щепкинском 77-й театральный сезон, не менее яркий, чем предыдущие. Постановку знаменитой пьесы французского драматурга белгородцы увидели 30 и 31 мая.

История о мещанине, который норовит причислить себя к дворянскому сословию, забавляет публику не одно столетие. Господин Журден (актёр Игорь Нарожный), пытаясь изменить самого себя, меняет и мир вокруг, заставляя смеяться над этими комическими перевоплощениями. Его жена, госпожа Журден (Эвелина Ткачёва), потешается над мужем и нарекает его шутом. Благородный Клеонт (Дмитрий Гарнов) и сообразительный Ковьель (Антон Блискунов) с необычайной лёгкостью обманывают мещанина, то же самое без особых хлопот делает и вечный его должник граф Дорант (Виталий Бгавин). В итоге все получают своё, и только господин Журден так и оказывается ни с чем, оставаясь представителем мещанской среды, отчаянно мечтающим о дворянском титуле.

Постановку «Мещанин во дворянстве» белгородцам решил подарить заслуженный артист России, режиссёр-постановщик Валентин Варецкий. По его словам, Мольер — писатель непростой. Его сложно и ставить, и играть. При этом ни в коем случае нельзя «облегчать» его пьесы, играть их водевильно. Все идеи, которые несёт французский драматург, должны быть ловко пойманы и обдуманы зрителями.

Варецкому не раз приходилось работать с белгородской труппой: на сцене щепкинского он ставил спектакли «Ханума», «За двумя зайцами» и «Женитьба», и они были восторженно встречены зрителями. Варецкий считает, что актёры белгородского драмтеатра — профессионалы в своём деле. Они хорошо подготовлены, энергичны, молоды в душе: сотрудничать с ними приятно.

«Мещанин» в постановке Варецкого — спектакль обновлённый и танцевально-музыкальный. Со зрителями щепкинцы разговаривают с помощью вокала и пластики тел, и диалог этот лёгок и понятен. В цветочных букетах актёров спрятаны микрофоны, «оформить» танцевальную часть спектакля щепкинцам помогают студенты Белгородского государственного института искусств и культуры. А музыка, под которую они танцуют, кстати, хорошо знакома зрите-

лям — и это делает спектакль как будто ближе.

И сближает не только это. Наблюдая за действием из семнадцатого века, зрители автоматически проецируют его на современное общество. Ведь мольеровские образы, спустя почти четыре столетия, по-прежнему встречаются среди нас. Глупцы и подхалимы, тянущиеся к богатству и роскоши, разбросаны по всему миру. Открывая пороки и недостатки всего человечества, они заставляют задуматься: а правильно ли мы живём?

Фото Данила Андреева