Ремесло изготовления предметов из керамики относится к одному из древнейших. Когда-то на гончарстве держался весь крестьянский быт. В любой деревне и округе были мастера, которые обеспечивали крестьян хозяйственной посудой. Но времена меняются, меняется отношение к керамике. И сейчас она уже стала не ремеслом, а творчеством. Нынешние гончары делают не предметы быта, а произведения декоративно-прикладного искусства.
В Белгородском государственном центре народного творчества открылась выставка, где четыре десятка «укротителей»глины представили вниманию зрителей плоды своих трудов.
Простейшие кувшины, народные игрушки, замысловатые панно, расписные декоративные тарелки… Здесь есть даже иконы, сделанные из маленьких керамических плиточек. Удивительно, что столько различных и необычных вещей можно сделать из такого простого материала, как глина. Но для настоящего мастера глина — это холст, на котором он дает выход своей фантазии.
Юрий Агафонов говорит, что одного только творческого мышления в керамическом промысле мало. Важен профессионализм и большой опыт.
В годы работы главным художником Борисовской фабрики художественной керамики Юрий Петрович создал сотни изделий, которые потом пошли в массовое производство. Сейчас продолжает заниматься своим любимым делом: творит изделия из глины. Творческий стаж Юрия Петровича равен почти половине века. Сейчас его называют главным керамическим мастером области.
— Глина — довольно капризный материал, — говорит он. — Порой она преподносит такие сюрпризы, какие мастер, возможно, и не ожидает увидеть. Но без знания технологии нечего и браться за это дело.
— А сильно ли изменилась технология с тех пор, когда керамика была ремеслом?
— Это стало проще лишь чисто технически. Основные пункты создания изделий остались теми же: хорошая масса, сушка и обжиг в печи. Именно в плане печей, спасибо техническому прогрессу, все стало проще. Сейчас они существуют на любой вкус: и газовые, и электрические. Но не думайте, что обжечь изделие можно в обычной духовке. Для изготовления керамики нужны очень высокие температуры, до тысячи градусов.
— Юрий Петрович, за годы работы с глиной Вы, наверняка, пробовали себя в различных направлениях гончарного искусства. Какое из них для вас ближе?
— Есть мастера, которые любят декорировать изделия росписью яркой, сочной, порой довольно сложной в исполнении. Я больше люблю создавать произведения скульптурного характера, рельефно-объемные. Я стараюсь показать красоту самого материала, поэтому редко прибегаю к росписи или глазурированию. Глина излучает теплоту и уют, и важно не спрятать эти свойства под чем-то лишним.
Лучшие керамисты области, чьи работы соседствуют с работами Юрия Петровича, прекрасно владеют гончарной техникой, лепкой, декорированием керамики, глазурями, росписью. Яркое декоративное солнышко, керамический зайчик в полосатом шарфике соседствуют с расписными вазами и десятисантиметровыми барышнями и кавалерами — представителями традиционной старооскольской игрушки.
А стены зала украшают картины, написанные студентами Белгородского государственного института культуры и искусств и преподавателями детской художественной школы. Это натюрморты с кувшинами и прочими гончарными изделиями.