Ежегодно во всех славянских странах 24 мая отмечается День славянской письменности и культуры. Истоки этого праздника неразрывно связаны с чествованием святых равноапостольных Кирилла и Мефодия – просветителей славян, создателей славянской азбуки.
Праздник славянской письменности – праздник подлинно народный, великий во времени и пространстве. Он национальный и интернациональный, поскольку слово служит взаимному обогащению общечеловеческой культуры, высоким идеям гуманизма. Именно слово издревле закрепляло в человеке историческое сознание неповторимости эпох, событий, личностей, свидетельствовало о прошлом, воспроизводило настоящее и звало к будущему, было могучим орудием добра, правды и мира. С его помощью человек познавал окружающее и самого себя, обретал красоту души.
Любовь к слову неотделима от любви к земле, народу, родине. Слово всегда было и есть чутким неугасающим эхом дел наших. Праздник славянской письменности и культуры стал уже традицией на нашей русской, славянской земле.
И, чествуя память Кирилла и Мефодия, мы чествуем память автора самого выдающегося памятника древнерусской литературы – «Слово о полку Игореве», чествуем М.В. Ломоносова, А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского, С.А. Есенина, В.В. Маяковского и М.А. Шолохова…
Истоки печатного дела
Перелистывая пожелтевшие страницы, вчитываясь в них, мы получаем драгоценную возможность увидеть жизнь наших предков. Мы узнаём, что их интересовало и беспокоило, радовало и огорчало много-много лет назад. Откроем старинную книгу. Вглядимся в страницы, покрытые таким непривычным, на первый взгляд, шрифтом. И прежде непонятные буквы вдруг предстанут перед вами как старые знакомые. Они сольются в слова, слова – в предложения, и вы начинаете читать.
Как издавались первые книги на Руси, где печатались, кем? Кто они – эти удивительные люди – первопечатники? Конечно же, едва ли не каждый школьник знает имя Ивана Фёдорова – подвижника печатного дела и печатного слова, который первую книгу – «Апостол» — напечатал в Москве в 1564 году, а также напечатал «Букварь» — первый у восточных славян учебник.
Книгопечатание в Москве началось в середине ХVI века и явилось весьма важным этапом в истории русской культуры. В ХVII веке Московский печатный двор представлял собой довольно крупный типографский центр. Но настоящий подъём российского книгопечатного дела наступил лишь при Петре I. Ещё в 1708 году в результате проведённой им реформы в России в изданиях гражданской печати вводится гражданский шрифт, способствующий развитию науки и литературы. Пётр I основал несколько типографий в Петербурге, а уже после смерти царя-реформатора стала действовать Академическая типография при открывшейся в 1725 году Академии наук. Она работает в Санкт-Петербурге и по сей день.
К 1810 году в разных городах России было уже 75 типографий. В конце ХIХ – начале ХХ веков появились и свои знаменитые книгоиздатели, такие, как П.П. Сойкин, И.Д. Сытин, М.О. Вольф, А.Ф. Маркс, А.Ф. Девриен, которые издавали миллионными тиражами учебники, красочные детские книги, календари, собрания сочинений русских и зарубежных писателей, многотомные энциклопедии. В Белгородском государственном историко-краеведческом музее хранится ряд книг, выпущенных этими книгоиздателями, — несколько томов из собраний сочинений И.С. Тургенева, Л.Н. Толстого, А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, журналы «Вокруг света», «Огородная библиотека», «Комнатное садоводство», «Нива», «Русский паломник» и других.
В Белгороде типографии появились в первой половине ХIХ века. До 1917 года издательской деятельностью в городе занимался купец 2-й гильдии А.А. Вейнбаум. Изданные его типографией небольшими тиражами книги и брошюры сегодня являются библиографической редкостью. Среди них «Смоленский собор г. Белгорода», «Явленный и чудотворный крест Крестовоздвиженской церкви Белгородского уезда». Сотрудники музея трепетно хранят эти редкие и особо ценные издания.
Издательское дело в СССР являлось одним из важнейших направлений просвещения и способствовало подъёму культурного уровня советского человека. В стране была создана и успешно действовала разнообразная по структуре издательская система, наивысший период развития которой приходился на 1960-1980-е годы. Деятельность всех издательств чётко регламентировалась государством. Все вместе они образовывали единую государственную систему. Все издательства делились на центральные, республиканские и местные.
Белгородское книжное издательство, существовавшее в 1958-1963 годах, выпускало общественно-политическую, краеведческую, производственно-техническую и художественную литературу. С 1964 года в результате объединения пяти областных издательств (Воронежского, Белгородского, Курского, Липецкого, Тамбовского) образовалось Центрально-Черноземное книжное издательство, которое выпускало огромными тиражами книги различных направлений.
В настоящее время в Белгороде выпускают книги несколько издательств: «Крестьянское дело», «Истоки», «Константа», «Везелица». Большой популярностью пользуется продукция одного из ведущих издательств города — Белгородской областной типографии, выпустившей в свет одну из самых востребованных книг «Белгородскую энциклопедию». Её главным редактором является профессор, член-корреспондент Международной Кирилло-Мефодиевской академии славянского просвещения В.В. Овчинников.
Драгоценная коллекция
На Руси книги ценили и берегли, передавали из поколения в поколение. Осознание нужности книг спасло памятники письменности от многих превратностей, выпавших на их судьбы: от пожаров и тлена, от невежд.
Коллекция книжного фонда сложилась в Белгородском государственном историко-краеведческом музее в результате проводимой научными сотрудниками собирательской работы с 1950-х годов. Хронологически коллекция охватывает период с середины ХVIII века по сей день. В фонде есть издания кирилловского шрифта и старопечатные издания гражданского шрифта, издания, являющиеся памятниками событий и эпох большой исторической значимости. Есть замечательные образцы полиграфического исполнения, экземпляры с цензурным разрешением, с автографами выдающихся учёных, писателей, общественных деятелей. В музее особое отношение сотрудников к книгам, где искусство знаменитых художников переплетается воедино с текстом. В шеститомнике юбилейного издания «Великая реформа 1861-1911 гг.», выпущенного к 50-летию отмены крепостного права в России в 1911 году, использованы репродукции картин знаменитых русских художников — В.Г. Перова, К.А. Трутовского, В.А. Тропинина, А.Г. Венецианова, П.А. Федотова. В фонде имеются издания с иллюстрациями выдающегося художника-графика, заслуженного художника РСФСР С.С. Косенкова.
Человеку принадлежит всё, что сказано и придумано на том языке, на котором он говорит. Всё сказанное на родном языке, на языке его родной культуры, принадлежит человеку по праву. И обеспечить эту принадлежность – наша первая задача, в меру своих сил сохранить русский язык.
Наталья Яицкая, старший научный сотрудник Белгородского государственного историко-краеведческого музея