Шли бои за каждый дом…

Владимир Акимович Богданов – один из тех белгородцев, кому довелось пройти суровые испытания в годы Великой Отечественной войны и освобождать Белгород от немецко-фашистских захватчиков.

Освободитель города – звание, вызывающее гордость и уважение… Думал ли семнадцатилетний парнишка, дважды раненый в боях за наш город, что будет носить такое почетное звание? Нет, конечно. Как не знал в далеком 43-м Владимир Акимович Богданов и о том, что встретит свое 88-летие в освобожденном им Белгороде, уже будучи отцом пятерых детей, дедом шестерых внуков и восьми правнуков.

…Родился Владимир Акимович в бедной многодетной семье колхозника в Шебекинском районе. Детство, как и у многих его сверстников в то время, было нелегким. Окончил 7 классов, помогал отцу во время полевых работ. Когда немцы оккупировали его родное Большое Городище, он боролся с фашистами, как мог: сотрудничал с шебекинскими партизанами, добывая разведданные о дислокации немецких войск. А когда в село вошли Советские войска, Владимир Богданов немедленно явился в расположение воинской части, чтобы оказать посильную помощь: он активно помогал в строительстве оборонительных рубежей, рыл окопы и траншеи, сооружал долговременные огневые точки. А 20 марта 1943 года был зачислен добровольцем в 267-й гвардейский стрелковый полк 89-й стрелковой дивизии.

Недолгим было обучение молодого бойца военному искусству автоматчика, ведь каждый из них – на счету. И через несколько дней гвардейцев направили к селу Разумное. Бои там были тяжелые, кровопролитные, вспоминает Владимир Акимович. Было много погибших и раненых. Однако в начале апреля Разумное освободили. Ночью их полк сменили укомплектованные воинские части сибиряков, а 267-й отправили на пополнение живой силой и техникой в район Большетроицкого. Там бойцы были до особого распоряжения, когда их направили на освобождение Белгорода. Воинская часть заняла вторую линию фронта — от Ближней Игуменки до Мелихова и ждала приказа о наступлении на город. В то время Владимир Богданов уже прошел курсы пулеметчика и получил звание сержанта.

5-го августа с рассветом начались бои за Белгород. Враг превратил его в крепкий узел сопротивления. Вокруг города был создан сильный оборонительный обвод с густой сетью дзотов и огневых точек в каменных строениях. Только противотанковые рвы на окраинах населенного пункта протянулись более чем на 10 километров. Подступы к городу прикрывались минными полями, а жилые кварталы были приспособлены для ведения уличных боев. В руках врага находились высоты меловых гор, советским же войскам приходилось вести наступление по заболоченным низинам, пристрелянным вражеской артиллерией.

Владимир Акимович вспоминает: «В 6 часов утра с севера, вдоль узкой полосы железной дороги начала наступление на Белгород наша 89-я гвардейская стрелковая дивизия полковника М. П. Серюгина. Первыми в город ворвались подразделения ее 270-го гвардейского стрелкового полка, которым командовал гвардии полковник Н.Э. Прошунин. К 10 часам подошли наши 267-й и 273-й гвардейские стрелковые полки подполковников Г.А.Середы и В.В. Бунина. В тесном взаимодействии с нашей 89-й наступала 305-я стрелковая дивизия под командованием полковника А.Ф. Васильева.

После ликвидации сильно укрепленного узла сопротивления на хуторе Ячнев Колодезь с севера в Белгород ворвались воины 375-й дивизии полковника П.Д. Говоруненко и танкисты 96-й танковой бригады имени Челябинского комсомола под командованием генерал-майора В.Г. Лебедева. В трудных условиях наш 267-й стрелковый полк пробивался к центру города. Под прицельным пулеметно-автоматным огнем мы достигли меловых выработок, преодолели трехсотметровый савинский овраг и завязали рукопашный бой во вражеских траншеях, окаймлявших крайние дома Савино. Во время уличных боев меня ранило в правую руку, но я оставался в строю. Наравне с нами, пехотинцами, сражались летчики-штурмовики из 5-й воздушной армии. Они уничтожали пулеметные точки, подавляли огонь артиллерии и сбили несколько вражеских самолетов. Ожесточенные бои шли за каждый дом, за каждую улицу.

К концу дня бойцы нашей 89-й гвардейской, 375-й и 305 стрелковых дивизий ворвались в Супруновку и завязали бой в районе Харьковской горы. А поздно вечером мы выбили врага оттуда. Там я получил второе, тяжелое ранение в левую ногу и был отправлен в военно-полевой госпиталь в Борисоглебск. Потом меня переправили для дальнейшего лечения в город Калинин, где я пробыл до апреля 1944 года. После выздоровления продолжил службу в Красной Армии в военно-строительном отряде №25992. Мы строили аэродромы, военные объекты, во время наступления наших войск наводили переправы на реках и болотах. Дошел до Австрии, где и встретил долгожданный день Победы. Служил до 1950 года. А потом вернулся в Белгород. Работал мастером на стройке. Восстанавливал город, разрушенный в годы войны. Мы строили школы, жилые дома, административные здания. К примеру, в здании областной администрации на главной площади города есть и частица моего труда».

Мы от души поздравляем ветерана с праздником, желаем крепкого здоровья, ясного неба над головой и долгих лет жизни в городе, за который он в годы войны проливал кровь.

Дмитрий Николаевич Чепелев, Заслуженный учитель России, Почетный гражданин

г. Белгорода, председатель городского Совета ветеранов