Привет из 1943 года

К 70-летию Курской битвы

В Белгородском государственном историко-художественном музее-диораме «Курская битва.

Белгородское направление» хранятся документы военных лет, среди которых есть и фронтовые письма. Они пожелтели от времени, сложены солдатским треугольником, написаны на обрывках бумаги, на этикетках от консервных банок, а также на специальных листах для писем и художественно оформленных почтовых карточках.

Лучшие свидетельства войны – это письма. В тяжелые военные годы вдвойне было важно, чтобы письма находили своего адресата на фронте. Каждое письмо добавляло силы бойцам, вдохновляло на подвиги. Нельзя однозначно ответить на вопрос, чем были письма на войне, поскольку фронтовые письма – это документы огромной нравственной силы, которые никого не могут оставить равнодушным.

И неважно, написаны они маршалом или рядовым. Именно эти клочки бумаги лучше всего передают атмосферу тех дней. На каждом письме неизменно стоял штамп «Просмотрено военной цензурой». Так требовала обстановка военного времени. Война разлучила тысячи семей. Ежедневно уходили на фронт тысячи писем. Не меньше шло писем с фронта — в разные города и села, туда, где были оставлены родные люди.

Многие письма бойцов написаны бесхитростным языком, в основном о том, что их волновало:

«Здравствуйте папа, мама и Маруся! В свободную минуту боя я посылаю Вам привет и благодарность за письмо. Я от Вас неполучал писем с 5 мая по 10 июля. Теперь я смогу связаться с Федей и Валюшей, благодарю за адреса. Но если есть то вышлете мне адреса Володи и Никиты. Боевая жизнь идет пока что хорошо, кое когда перепадает немцам, сами знаете по последним известиям. Самочувствие хорошее. Мама а денег у меня много они на сбер. книжке а тратить их негде. Каждый месяц 1400 р. Прибавляется на книжку. Вот Все. Досвидание. По боевому жму Ваши руки. 10.7.1943 г.».

Письмо с фронта Ивана Алексеевича Конорева – участника Курской битвы, старшего лейтенанта, командира танкового взвода 27-й гвардейской танковой бригады, адресовано отцу, Конореву Алексею Савельевичу, написано химическим карандашом на почтовом бланке зеленого цвета.

Многие письма очень короткие, сдержанные. Они написаны в перерывах между боями, накануне сражения. Несколько строчек такого письма:

«Здравствуйте дорогие родные сообщаю что обо мне не беспокойтесь пока все в порядке как выйду все опишу подробно не располагаю на время. 29/VII – 43 г. Люба».

Это письмо с фронта Любови Станиславовны Ясинской – участницы Курской битвы, санинструктора 32 танковой бригады 29 танкового корпуса, адресовано родным, написано простым карандашом на обрывке листа. Люба Ясинская погибла в боях за Кривой Рог в 1943 году…

Отправляли родным не только письма с сообщением о себе, но и стихи, фотографии и вырезки из газет, открытки с видами европейских городов, и каждое такое послание было по-своему трогательно. В каждой строчке фронтовых писем видна любовь к родным, близким людям, к родной деревне, городу, в котором вырос адресат, к родине, которая находится в опасности и ждет победы над врагом. Не случайно почти все письма начинаются с обращения: «милая мама», «мои родные», «дорогие мои дети», «любимая Даша» и т.д. Как правило, в письмах бойцов встречаются короткие повествования о войне, и по мере того, как шла война, все чаще указывали места, где шел бой. Обычно всего одной строкой: «пишу из Сталинграда», «привет из Белоруссии»…

До самой победы воевал командир танка 192-й отдельной танковой бригады, участник первого освобождения г. Белгорода Павел Николаевич Чефранов. В своем письме родным он писал:

«Привет с Киселево от Повлуши. Здравствуйте папа, мама Коля и Ваня! я проежаю с Киселево. Передаю вам письмо надеюсь, что получите. Я жив здоров Жаль, что вас не увидел. Б-и Еду в Белгород на своем танке. В Киселево приехал в …ч. ночи. Живу хорошо настроение бодрое. Врага бью умело училище окончил в 1942 г. Бывал летом у Веруши в Горьком от Бориса и Саши нет известий. Мамаша! За бесстрашную борьбу с врагом правительство меня наградилодвумя орденами. Можете приехать в Белгород и спросите, где стоят танкисты – гвардейцыи мою фамилию где буду в городе незнаю и пока до свиданье продолжаю выполнять боевую задачу 4.2 43г я был под Гостищевом, но в селе были немцы. Досвиданье целую – Пава».

Письмо с фронта, датируемое 9 февраля 1943 года, адресованное родным написано красным карандашом на листе бумаги в клетку.

Находясь в страшном аду войны, бойцы стремились в своих письмах успокоить, подбодрить родных. Поэтому послания полны оптимизма, надежды на возвращение, веры в победу. Бойцам были интересны самые мелкие бытовые подробности тыловой жизни, о которой они так тосковали:

«Здравствуйте Многоуважаемая Супруга Анна Васильевна и Детки Зоечка Ниночка Сынок

Владимир гр. и дочка Лизочка. Посылаю вам всем Понискому Поклону и Желаю вам всем Счастливой Жизни да еще кланюся Мамаше и Папаше. Анна Васильевна вопервых стремлюся собщить вам о том что в данный момент я нахожусь Жив и здоров чего и вам желаю. Анюта в одном моя прозба к вам опишите мне обо всем что у вас есть нового и пропишите о моих товарищах которые были взяты со мною вместе и как можно пишите мне чаще. Адрес мой полевая почта 59908у Динискин. Домой приедем когда полностью уничтожим гитлеровцев и вернемся к своим детям».

Как видно из письма, определить местонахождение солдата было нельзя, в обратном адресе указывалась действующая армия, номер полевой почты и номер части. Это письмо Григория Егоровича Денискина – участника Курской битвы, красноармейца, пулеметчика 53 мотострелковой бригады 29 танкового корпуса, адресовано жене Анне Васильевне, написано карандашом на почтовом бланке. Григорий Денискин погиб 12 июля 1943 года в трех километрах юго-западнее Прохоровки.

Сообщения с фронта – не всегда радостная весть. Есть среди них и извещения о гибели. Как правило, обращение в этих письмах начинается стандартно: «Ваш муж, сын, брат (указывается воинское звание, фамилия, имя, отчество), уроженец той или иной области, в бою за социалистическую Родину, верный воинской присяге, проявив героизм и мужество был убит или ранен и умер от ран, с указанием местности, где был похоронен боец».

Подобное сообщение получила Анна Петровна Чечель. Письмо с фронта от 25 июля 1943 года от бойцов 305-й стрелковой дивизии адресовано матери Юрия Николаевича Чечеля — участника Курской битвы, красноармейца 305-й стрелковой дивизии, погибшего в 1943-м. Письмо о гибели сына написано на почтовом бланке синим карандашом:

«Красноармейский привет от бойцов и командиров подразделения в котором служил и дрался с врагом нашей родины фашизьмом, ваш сын Чечель Юрий Николаевич. В боях за одну деревню 20-7-43 года ваш сын Юрий Николаевич показал себя стойким, храбрым бойцом. В этом ожесточенном бою ваш сын был убит. Смерть вашего сына не прошла даром фашистам, за смерть Юрия мое подразделение уничтожило больше 500 гитлеровцев. Заверяем вас т. Чечель, что весь коллектив из которого вышел ваш сын полон ненависти к врагу за Юрия. Я прошу вас, чтобы вы держали с нами связь».

Война не щадила никого: ни молодого, ни старого…

Война — это постоянная возможность смерти и вечное желание выспаться, отдохнуть от холода, неуюта, мучительная жалость и еще тысячи ощущений страдания. Но среди всего этого ужаса люди жили, любили, смеялись, переживали встречи и разлуки, с огромным трепетом относились друг к другу.

У писем есть общее — непафосны, сдержанно спокойны, точны в деталях. До сих пор письма с фронта, обожженные, надорванные, полуистлевшие, трогают нас до глубины души. Они обладают огромной силой воздействия на людей, являясь не только свидетелями исторических событий, но и повествователями величия и героического прошлого народа, памятниками отваги и боевой славы страны.

Марина Титова, старший научный сотрудник музея-диорамы «Курская битва. Белгородское направление»