В нашем городе живёт мой дедушка Илья Михайлович Файнбурд, очень скромный, но сильный духом, достойный и честный человек.
Родился он в апреле 1924 года. С раннего детства был очень любознательным и смекалистым, отлично учился и окончил школу с похвальным листом. До Великой Отечественной войны с такими результатами можно было поступить в любой вуз Советского Союза. И дедушка выбрал Николаевское кораблестроительное училище. У него была мечта строить корабли. Когда началась война, всех курсантов этого училища перевели в летний лагерь на Ладожском озере, под Ленинградом. И они попали под немецкую бомбежку. Там дедушка получил первую контузию и был отправлен в госпиталь. В это время основной состав училища на кораблях отплыл под Ленинград. И все курсанты погибли во время бомбежки. Дедушка этого еще не знал. И, пытаясь присоединиться к своим товарищам, после госпиталя на-равился в Ленинград. Но училище было эвакуировано за Урал, и дедушка поехал вслед за ним.
Там он продолжил обучение, готовясь стать военно-морским офицером. Оттуда дедушку отправили на Черноморский флот в команду «малого морского охотника». Это противолодочный корабль, главное назначение которого – охотиться за подводными лодками. Но в условиях войны задача «морских охотников» состояла не только в этом. Они перевозили морской десант. У этого корабля большая скорость и хорошая маневренность, на полном ходу он неуязвим. Но десантироваться на такой скорости невозможно, поэтому, когда «морские охотники» останавливались около берега, «зависали», чтобы высадить десант, они превращались в великолепную мишень для береговых орудий.
Мой дедушка был участником героической обороны Севастополя, продолжавшейся 250 дней. Тогда при высадке десанта корабль, на котором он воевал, получил прямое попадание в середину. Корабль раскололо пополам. Погибло 90 процентов личного состава. Взрывной волной дедушку выбросило за борт. Более суток он провел в воде без сознания и выжил благодаря спасательному жилету, который сам надувается, попадая в воду. Когда едушку подобрали на берегу санитары, у него были ранения головы и ног, тяжелейшая контузия и потеря зрения на один глаз.
В конце 1943 года дедушку демобилизовали из армии. В это время уже освободили Киев, и он вернулся к родителям. Тогда ему было всего 19 лет. Но его боевой путь был отмечен медалями
«За оборону Одессы», «За оборону Севастополя», «За оборону Кавказа». А четвертой наградой стала медаль «За победу над Германией».
После войны дедушка прошел славный путь от мастера до управляющего строительным трестом, работая на ударных стройках Советского Союза от Советского Заполярья (Мурманская область)
до Сибири (Тюменская область). Об этом свидетельствуют награды мирного времени — грамоты и медали. В Мурманской области, поселке Никель на Кольском полуострове на берегу Баренцева моря и в двух километрах от Норвегии, дедушка строил никелевый плавильный цех, где из руды получали никель, который был необходим Советскому Союзу для запуска ракет. В 1967 году дедушкино управление было победителем социалистического соревнования. Он построил много военных объектов, в том числе для военных летчиков. В Мурманске дедушка встречался с первым космонавтом Юрием Гагариным, когда Юрий Алексеевич приезжал в гости к своему однополчанину.
Дедушка всегда отдавал всего себя интересному и благородному делу, не требуя ничего взамен.
Когда его спрашивают, как он всего добился в жизни и как у него хватило мужества и смелости выстоять в войну, он отвечает: «Я шёл единственно возможной дорогой. Другого пути у меня не было!».
Екатерина Рогалёва, ученица 5 «а» класса школы №47