Почти пять лет в Белгороде, в доме №20 по улице Попова, работает единая общественная приёмная по вопросам защиты прав потребителей.
Еженедельно, в понедельник и среду, с 15 до 17 часов здесь проводят приём граждан специалисты отдела защиты прав потребителей управления потребительского рынка администрации города. Консультацию можно получить и по телефону 32-31-84. С сентября 2008 года в единую общественную приемную поступило более полутора тысяч обращений. Все они рассмотрены в установленном законом порядке, и по результатам проведенной работы потребителям возмещено свыше миллиона семисот тысяч рублей.
Чаще всего белгородцы жаловались на торговую сферу (около 80 процентов). На непродовольственную группу товаров приходится около 95 процентов нареканий, причем более половины – на сложную бытовую технику (компьютеры, средства мобильной связи, планшеты). Обращения, связанные с нарушением прав потребителей при выполнении работ и оказании различных платных и бытовых услуг, составили 19,3 процента (изготовление мебели, туристические услуги, услуги сотовых операторов по предоставлению Интернета, почтовые услуги и др.).
48 процентов составляют обращения, связанные с отказом продавцов удовлетворить требования потребителей при обнаружении недостатков в товаре или услуге, а также несоблюдение сроков выполнения работ, более трети связаны с просьбами потребителей дать разъяснения по действующему законодательству. 21 процент обращений — это незаконные требования потребителей по обмену или возврату товаров надлежащего качества.
Примечательно, что доля письменных обращений с каждым годом уменьшается, отмечают специалисты отдела защиты прав потребителей. Если в 2009 году поступило 128 письменных обращений, в 2010 – 62, в 2011 – 39, то в 2012 году – только 37. Это свидетельствует о том, что правовая грамотность потребителей растет, и полученные знания позволяют им самостоятельно разрешать спорные ситуации. Кроме того, у этой статистики есть и другая сторона — повышается уровень ответственности и знаний действующего законодательства о защите прав потребителей у предпринимательского корпуса. Руководители предприятий потребительского рынка теперь, как правило, решают возникшие спорные ситуации на местах.
Напоминаем, специалисты отдела защиты прав потребителей управления потребительского рынка администрации города окажут консультационную помощь по телефонам 32-42-39, 32-31-84 и 32-31-84.