Во вторник в Белгородской государственной филармонии открылся II фестиваль «Шереметевские музыкальные ассамблеи».
Родившийся в прошлом году, фестиваль сразу стал культурным достоянием региона. Ведь он подарил возможность белгородцам слушать ведущих представителей русской музыкальной культуры. Организаторы подняли высокую планку, связав фестиваль с именем Шереметевых – представителей прославленного русского рода – сыгравших значительную роль в развитии классического музыкального искусства. Надежды белгородцев на то, что и в этом году на сцене Большого концертного зала Белгородской государственной филармонии выступят выдающиеся исполнители и коллективы современности, оправдались уже в день открытия II фестиваля.
Гостем «Шереметевских музыкальных ассамблей» стал камерный ансамбль «Солисты Москвы» под управлением всемирно известного дирижера, народного артиста СССР Юрия Башмета. Перед концертом выдающийся музыкант пообщался с представителями средств массовой информации. Маэстро так разоткровенничался, вспомнив некоторые эпизоды своей творческой биографии, что вместо планировавшихся двадцати минут пресс-конференция продлилась почти час.
Юрий Башмет рассказал об увлечении в юности игрой на гитаре, о поисках своего стиля в музыке, о многолетнем сотрудничестве с величайшим композитором Альфредом Шнитке. Прозвучало и признание маэстро: он давно жалеет о том, что в свое время серьезно не занимался игрой на рояле. Действительно, жаль, если учесть, что все, за что бы ни брался в своей жизни музыкант, достигало высочайшего мастерства.
Хотя к вопросу «Вы много достигли, к чему стремитесь теперь и что считаете вершиной карьеры?» Юрий Башмет отнесся с иронией: «Ну, какая вершина карьеры?! Я уже несколько раз достигал ее. Не знаю, какая будет следующая».
— А если всерьез, — задумавшись, сказал Юрий Абрамович, — музыкант устремлен к достижениям. Успех и достижение – это разные цели. Если слушатели аплодируют музыканту стоя, да, это может быть успехом, но вовсе не достижением его. А достижения бесконечны. У меня была мечта – собрать инструменты Паганини и сыграть один концерт на этих музыкальных жемчужинах. Я долго занимался этим проектом. Скрипку Паганини нашел в Москве, у коллекционера. Он дал согласие на использование ее в концерте. Гитара находилась в музее Парижа. Но когда я добрался до нее, понял, что она совсем не звучит, увы. Самым трудным оказалось найти альт. Но я его нашел – в Токио. Альтист играл в квартете, который мне удалось пригласить на наш фестиваль «Декабрьские вечера». На следующий день был объявлен концерт на инструментах Паганини. И тогда я предложил японским музыкантам дать мастер-класс в Московской консерватории, попросив у них альт на вечерний концерт. Когда я репетировал, альт вел себя, как необъезженный конь. Помню, тогда подумал: «Бедный японец, как же он на нем играет». Но на этом инструменте играл сам Паганини! И концерт состоялся. В один вечер люди услышали скрипку и альт Паганини. Вот это для меня было значимо.
Для альтиста Юрия Башмета композиторы написали более пятидесяти концертов! Но поистине подарками судьбы маэстро считает четыре из 56. Один из них, написанный в 1985 году Альфредом Шнитке, особенно дорог музыканту. История его такова. В 1976 году Юрий Башмет после победы на международном конкурсе встретился с композитором и попросил написать большой альтовый концерт. Шнитке обещал. И потом долгих восемь лет альтист ждал рождения концерта.
— Наконец, мне позвонила жена Шнитке Ирина и сказала, что он начал писать концерт, — вспоминает Юрий Абрамович один из значимых эпизодов в своей творческой жизни. — Через месяц концерт был готов. После этого у композитора случился инсульт. Когда я навестил его в больнице, он сказал: «В концерте есть эпизоды, где я заглянул туда, куда не следует заглядывать». Шнитке считал альтовый Концерт лучшим своим инструментальным концертом.
Юрий Башмет поздравил белгородцев с днем рождения фестиваля «Шереметевские музыкальные ассамблеи», сказал, что он с большим удовольствием принял приглашение не просто дать концерт в Белгороде, а участвовать в фестивале, который его заинтересовал. Улыбнувшись, прибавил: «Почему меня не пригласили на I фестиваль? Вот вопрос».
Концертная программа камерного ансамбля «Солисты Москвы» была столь разнообразна, что в течение двух часов прозвучала музыка разных эпох, направлений и стилей. Век восемнадцатый: Й. Бенда, А. Вивальди, В. Моцарт, век девятнадцатый: Григ, Паганини, век двадцатый: Стравинский, Шостакович, Такемицу, Шнитке. Первый альтист мира, музыкант высочайшего уровня не мог не подарить белгородцам струны божественной звучанье.
Ко дню рождения фестиваля маэстро включил в концертную программу вариации Д. Хилла на тему песни «Happy birthday». Так что в этот вечер белгородцев поздравили в духе страстного танго Пьяцоллы, нежнейшего вальса Шопена и жизнерадостного венгерского чардаша.
На следующей неделе в рамках фестиваля «Шереметевские музыкальные ассамблеи» пройдут еще два концерта. Белгородцев ждут новые встречи с музыкой.
Марина Русанова
Фото Натальи Кутковой