Несмотря на наличие в России системы нормативного правового регулирования оборота биологически активных добавок к пище, в ходе проведения специалистами Роспотребнадзора мероприятий по контролю за оборотом БАД к пище выявляются проблемы, требующие совершенствования нормативных документов и правоприменительной практики.
В средствах массовой информации размещается заведомо ложная информация о потребительских свойствах БАДов, рекомендациях по их применению в качестве лечебных препаратов или указывается область применения, не соответствующая свидетельству о государственной регистрации.
При государственной регистрации биологически активных добавок к пище, которую осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, в свидетельстве указываются только источники биологически активных веществ (аминокислоты, жирные кислоты, витамины, минеральные вещества и т. п.). А недобросовестные производители и поставщики биологически активных добавок к пище, используя электронные средства массовой информации и периодические издания, представляют населению заведомо ложную информацию о потребительских свойствах БАД к пище, рекомендуют их применение в качестве лечебных препаратов. Главным образом это относится к биологически активным добавкам к пище на основе лекарственного сырья и других объектов природного происхождения, не имеющих традиций пищевого применения.
Создание многочисленных систем добровольной сертификации продукции привело к тому, что во время этой процедуры все чаще декларируются заведомо ложные лечебные эффекты биологически активных добавок к пище, что дало возможность недобросовестным участникам рынка позиционировать БАДы в качестве продукции, обладающей лечебными свойствами. Например, на центральных телевизионных каналах рекламируется биологически активная добавка к пище «Ци-Клим»®, зарегистрированная Роспотребнадзором в качестве биологически активной добавки к пище для женщин в климактерическом периоде — содержащей тритерпеновые сапонины. В то же время «Ци-Клим»® зарегистрировано в качестве лекарственного средства. Используя этот зонтичный бренд, компания в нарушение закона «О защите прав потребителей» вводит в заблуждение потребителей, используя одно и то же наименование как для БАД к пище, так и для лекарственного средства.
Другой пример — «Пустырник Форте», который зарегистрирован в качестве дополнительного источника витамина В6, магния и иридоидов. В телевизионной рекламе добавка позиционируется в качестве успокаивающего средства, так как в названии БАД используется наименование лекарственного средства, оказывающего успокаивающее действие. Биологически активная добавка к пище «АД минус®» зарегистрирована в качестве источника флавоноидов, содержащего дубильные вещества. А реклама в СМИ сообщает, что БАД «АД Минус» содержит экстракты красных соцветий гречихи и сушеницы, которые, сочетаясь в одной таблетке, усиливают действия друг друга, что помогает защищать сосуды и, тем самым, предупредить повышение и скачки артериального давления. Биологически активная добавка к пище «Инулин Форте ЭВАЛАР®» зарегистрирована в качестве источника инулина. В отдельных печатных изданиях указывалось, что для снижения риска развития сахарного диабета и возникновения его осложнений «необходимо соблюдать сбалансированную диету. Значимой частью такой диеты могут стать препараты на основе растений, давно и успешно применяемых для снижения уровня сахара в крови». Регулярный прием «Инулина Форте» поможет нормализовать уровень сахара в крови, улучшить углеводный обмен и снизить риск развития сахарного диабета.
Биологически активная добавка к пище «Тонгкат Али Платинум» зарегистрирована в качестве источника гинзенозидов, содержащей стероидные сапонины и деценовые кислоты. В телевизионной рекламе БАД в нарушение требований закона «О рекламе» ст.5 ч.3.п.10. эта добавка позиционируется как препарат, который «позволяет каждому мужчине быть успешным, уверенным в себе, иметь максимум сексуальной энергии и радовать», что не свойственно для добавки к пище. А после просмотра рекламы у потребителя создается представление о том, что этот препарат используется при лечении эректильной дисфункции.
БАД «НООТРОП» зарегистрирован в качестве источника флавогликозидов, глицина и дополнительного источника витаминов В3, В5, В 12, К. БАД «Шиитаке» — в качестве дополнительно источника витамина Д3, содержащего полисахариды. Однако в обороте выявляются БАД «НООТРОП» и «Шиитаке» с информацией для потребителей, указывающей на возможность использования продукции по медицинским показаниям. Эффективность перечисленных средств ничем не подтверждена, такие заявления вводят потребителей в заблуждение. И такие примеры — не единичны.
Главный государственный санитарный врач Российской Федерации принял постановление «О надзоре за биологически активными добавками к пище», которое предусматривает меры по внесению изменений в нормативно-правовые акты в части дифференциации системы регистрации и обращения БАД и обеспечению надзора за соблюдением обязательных требований.
По материалам Роспотребнадзора