Мама… Вот уже тринадцать лет Марина Галуцких ежедневно слышит это слово от многих детей. Не своих детей. Хотя для воспитателя социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних понятия «чужие дети» нет. Здесь все свои: родные, любимые и такие незаменимые.
— Специфика работы воспитателя в детском саду и воспитателя в реабилитационном центре во многом отличается, — делится с нами секретами профессии Марина. — Если в детском саду с детьми остаются только на день, то мы проводим с ребятами круглые сутки, иногда по полгода и больше.
В областном социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних она работает с первого дня его открытия, с 1999 года. Пришла сюда совсем молоденькой девушкой, после того, как окончила педагогическое училище № 1 по специальности «Воспитатель и преподаватель изобразительной деятельности». Став одним из первых воспитателей центра, первые несколько месяцев она вместе с другими работниками приводила здание бывшего детского сада в порядок — убирала, мыла, создавала уют.
Ни для кого не секрет, что в социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних попадают дети из неблагополучных семей. Дети, временно оказавшиеся в трудной жизненной ситуации. У кого-то из них родители страдают алкогольной или наркотической зависимостью, у кого-то их нет вообще. И в то время, пока с нерадивыми отцами и матерями проводят реабилитационную работу, главная задача воспитателей — многому научить этих детей, подарить ту частичку
тепла и доброты, которую им недодали. Марина Галуцких с успехом справляется с этой задачей уже много лет.
Стать воспитателем — не было её мечтой. Но, как признается сама, в педагогическом училище она просто влюбилась в эту профессию. Ей, человеку творческому, художнику, хотелось искать таланты у детей.
— В училище мы часто рисовали, лепили, было очень интересно, и я решила и в будущем работать с детками, развивать в них творческие способности, — рассказывает Марина Галуцких.
В 2000 году она заочно окончила Белго-родский госуниверситет по специальности «История», но с дополнительной специальностью — социальная работа, так как социальная работа — одно из главных направлений реабилитационного центра.
Сегодня она воспитатель в младшей группе, занимается с детьми от трех до семи лет, в группе — по 10-12 человек.
Марина учит детей рисовать, делает с ними аппликации, конструирует, лепит из глины. Ее занятия всегда проходят очень интересно, ведь воспитатель применяет в своей работе нестандартные подходы и методы обучения. К примеру, с детьми они лепят не только из глины, но и из соленого теста, аппликации делают из различных круп.
— Сложность моей работы заключается в том, что когда к нам приходят дети, они ничего не знают и не умеют, — вздыхает Марина. — Приходится начинать с нуля и очень приятно видеть, как они постепенно всему учатся. Кроме того, группа разновозрастная, есть и детки, которым всего три годика, а есть которым уже и семь, а занятия нужно скорректировать так, чтобы подходили для каждого. Мы сами придумываем программу. Главное — развивать в каждом ребёнке творческое воображение.
Марина Галуцких принимала и принимает участие во всевозможных конкурсах. В 2008 году заняла первое место в конкурсе «Лучики надежды 2008». Конкурс был направлен на лучшее отражение творческой работы социально- реабилитационных учреждений, она была представителем от областного социально-реабилитационного центра и победила. Участвовала в разработке различных методических пособий, награждена в конкурсе «Кукольный мастер», отмечена благодарностью начальника департамента здравоохранения и социальной защиты населения Белгородской области, благодарностью заместителя председателя правительства Белгородской области.
Главная задача любого воспитателя — стать ребёнку матерью. И это нелегко. Родную мать заменить сложно. Какой бы она ни была, она, прежде всего — мать, родная плоть и кровь. К родителям дети из реабилитационного центра хотят возвращаться всегда.
— Здесь очень комфортно, здесь царит особая атмосфера, я люблю свою группу, всех детей. Когда приходишь в свою смену, видишь, что дети по тебе скучали — они тянут ручки, они искренне радуются. Дети воспринимают нас как мам, обнимают, чувствуют наше настроение. Это моя первая работа и надеюсь, что я буду трудиться здесь всегда.
Такие люди, такие воспитатели, как Марина Галуцких, отдающие себя чужим детям, заставляют задуматься об одной простой истине — мать, не та, которая родила, а та, которая воспитала.