О пользе сказок и сказкотерапии

Дошкольный возраст — это возраст сказок. Это наиболее любимый ребенком литературный жанр. Ведь герои сказок просты и типичны, они лишены всякой индивидуальности.

Часто они даже не имеют имен. Их характеристика исчерпывается двумя-тремя качествами, понятными детскому восприятию. Но эти характеристики доводятся до абсолютной степени: небывалая доброта, храбрость, находчивость. При этом герои сказок делают все то, что делают обыкновенные люди. Все это способствует лучшему пониманию сказки ребенком.

Поэтому первые детские книжки должны быть книжками с картинками, и картинки являются основной опорой при прослеживании действия. Позднее такое прослеживание становится менее необходимым. Теперь основные действия должны быть отражены в словесной форме, но в том виде и в той последовательности, в которой они реально происходят. В старшем дошкольном возрасте возможно обобщенное описание событий.

Сказки, по мнению детского психолога Н. Пезешкиана, выполняют различные функции в психотерапии. Сказкотерапия является достаточно новым и очень перспективным направлением в современной практической психологии.

Слушая сказку, ребенок узнает что-то новое, сравнивает, размышляет без всяких неприятных последствий в комфортной обстановке. Благодаря сказке ребенок не только закрепляет в сознании нравственные ценности и обучается правилам поведения, но и получает возможность испытать чувство собственной значимости, развивает способность взвешивать ситуацию и самостоятельно принимать решения.

Поэтому не остается никаких сомнений в том, что сказка, ориентированная на какую-нибудь проблему, возникшую у ребенка, может помочь малышу справиться с ней.

Так в МБДОУ №71 прошло интересное развлечение «В гостях у дедушки Корнея», где ребята не только встретились с героями его сказок, но и были сами участниками этих сказок. В празднике были показаны отрывки из сказок «Путаница», «Мойдодыр», «Муха Цокотуха» и другие. Детей с удовольствием приветствовали бурными аплодисментами малыши других групп, для которых они и старались, их теплые аплодисменты были большим подарком.

Е. Г. Серкина,

воспитатель МБДОУ №71

Фото из архива автора