Евгений Алешников: «Филармония открывает прекрасный мир музыки»

Из первых уст

В январе на должность исполняющего обязанности художественного руководителя Белгородской государственной филармонии был назначен Евгений Алешников. Белгородскому музыкальному сообществу это имя давно и хорошо знакомо.

Прекрасный музыкант, аранжировщик, талантливый педагог, воспитавший многих лауреатов престижных конкурсов гитаристов, среди его учеников немало стипендиатов российского фонда «Новые имена», главный дирижер оркестра русских народных инструментов филармонии, заслуженный работник культуры РФ. На протяжении многих лет он совмещал административную работу и творческую деятельность. О том, как это удавалось ему, а также о творческих планах нового руководителя филармонии — в нашем эксклюзивном интервью с Е. А. Алешниковым.

— Евгений Алексеевич, уже больше месяца Вы исполняете обязанности художественного руководителя филармонии. Для Вас это назначение стало неожиданным?

— Любое назначение — неожиданность. Но я могу предположить, почему это произошло. Есть хорошие музыканты, но у них нет или мало опыта административной работы. Есть прекрасные администраторы, но, увы, творческая жилка у них может начисто отсутствовать. У меня есть опыт и административной работы, и творческой деятельности. Я был заведующим кафедрой, деканом института искусств и культуры, работал заместителем начальника управления культуры области. К слову, получил звание заслуженного работника культуры именно за свои творческие и педагогические достижения. С моим приходом в музыкальное училище там открылся класс шестиструнной гитары. В течение пятнадцати лет возглавлял симфонический оркестр училища. Руковожу в филармонии замечательным коллективом — оркестром народных инструментов…

— С оркестром придется расстаться в связи с огромной нагрузкой?

— Когда я работал заместителем начальника управления культуры области, руководил оркестром. Я, наверно, не смог бы жить, если бы у меня отняли оркестр. Перед назначением сказал об этом руководству области и попросил оставить за мной право на творческую деятельность, такое право вполне законно. Мне разрешили. Это вовсе не прецедент. В Калуге, к примеру, начальник управления культуры области руководил оркестром. В Волгограде художественный руководитель филармонии руководит оркестром народных инструментов. Так что я не первый и не последний.

— Сегодня на концертах в филармонии — аншлаги, сюда приезжают известнейшие музыканты. Прошлый филармонический сезон прошел на большом подъеме. Впервые были проведены два больших фестиваля: «Шереметевские ассамблеи» и «Борислав Струлев и друзья». Они состоятся в этом году?

— В марте пройдет II музыкальный фестиваль «Борислав Струлев и друзья». Его организатор — талантливый виолончелист Борислав Струлев — пригласил в этом году таких ярких музыкантов, как скрипач-виртуоз Александр Марков из США, канадский пианист, номинант премий Гремми и Оскар Мэт Херхсковиц, баянист Айдар Гайнуллин. Покажут свое мастерство и российские музыканты: контрабасист Артем Чирков, скрипачка Анна Боровик и камерный оркестр «Mezzo Music». Фестивальная программа пройдет в течение трех дней. А в апреле состоится второй фестиваль классической музыки «Шереметевские ассамблеи». В фестивальной программе найдет место и инструментальная, и хоровая, и вокальная музыка. В нем примет участие камерный оркестр «Солисты Москвы», дирижер — художественный руководитель оркестра народный артист СССР Юрий Башмет. Состоится концерт «Тенора XXI века». Вновь белгородцев ждет встреча с Праздничным Патриаршим мужским хором Московского Данилова монастыря, встреча с которым в программе первого фестиваля «Шереметевские ассамблеи» запомнилась белгородцам.

— А что готовите на закрытие сезона?

— В этом году музыкальное сообщество отмечает 100-летие со дня рождения советского композитора Тихона Хренникова. Он был председателем Союза композиторов Советского Союза, написал много симфонических произведений, популярных песен. Его «Московские окна» знают не только люди старшего поколения. Он липчанин, почти земляк. Поэтому мы решили посвятить закрытие сезона этому выдающемуся советскому композитору. У него есть и виолончельный, и скрипичный концерт. Обязательно включим в программу вокальную музыку — его популярные песни из кинофильмов.

— Большую финансовую поддержку филармонии оказывает Фонд развития классической музыки, возглавляемый Владимиром Зотовым. Какие Вы видите перспективы развития классической музыки в регионе в связи с деятельностью фонда? Есть ли в других регионах подобные попечительские структуры?

— Есть положительный опыт создания подобного рода фонда в Свердловской области. В Екатеринбурге проходят мощные фестивали. Наш симфонический оркестр принимал участие в одном из них. Необходимо отметить, что соз-
данный при поддержке губернатора Ев-гения Степановича Савченко у нас на Белгородчине Фонд оказывает серьезную поддержку в организации и финансировании фестивалей, о которых я уже рассказал. Кроме того, Фонд дает возможность белгородцам услышать такие коллективы, как «Виртуозы Москвы», звезд оперного искусства, как Дмитрий Хворостовский, и это прекрасно. Нельзя перекладывать стоимость коллективов, солистов, музыкантов мирового уровня на плечи белгородцев: цены на билеты стали бы неподъемными.

— Программа нового сезона уже «верстается»? Какие-то кардинальные изменения произойдут?

— Кардинальные? Не думаю. Филар-мония будет и дальше расширять свои возможности. Вот что важно. Я считаю, что на концертах больше должно звучать классической музыки: Моцарта, Гайдна, Шуберта, Шопена. Мы почему-то о них забыли в последние годы. Досадно, а ведь это огромный пласт культуры. Ведь известен факт, что музыку Моцарта включают в терапевтические сеансы во многих западных клиниках, реабилитационных центрах. В этом году идет рахманиновский абонемент. Его инициатор — заслуженный работник культуры Ирина Соколова. Замечательная пианистка. Такому музыканту надо дать возможность раскрыться глубже. Она, будучи педагогом музыкального училища, сыграла все произведения Шопена. Я уже предложил пианистке создать абонемент «Шопен и его современники». Мало звучит в филармонии сольная и камерная музыка. Хотелось бы, чтобы звучали дуэты: скрипка — фортепиано, флейта — фортепиано, флейта — гитара. Народные инструменты — домра, балалайка. Такие концерты будут хороши в малом зале. Мы планируем пригласить прекрасных гитаристов: Артема Дервоеда, Дмитрия Илларионова. Задумок много.

— Концерты в малом зале — особая нотка в работе филармонии. До сих пор многие белгородцы вспоминают прошлогодний рождественский концерт, где прозвучал древнейший инструмент дудук. Была интересна программа в эти рождественские каникулы. Будет ли расширяться программа концертов и планируете ли литературно-музыкальные композиции?

— Да, в этом году мы представили в рождественском концерте новый молодой коллектив музыкантов: инструментальный квинтет. Вера То-каева — из Воронежа, аккордеонист Михаил Токаев — из Тулы (закончил Во-ронежскую академию искусств), балалаечник Юрий Фукалов — из Тамбова, Алексей Васютин закончил Тамбовский институт и вернулся в родной Белгород и Александра Топалиди (ударные) из Санкт-Петербурга. Получилась сборная белгородская команда. Очень хороший ансамбль. Есть у нас идея и литературно-музыкальной композиции. Автором музыки выступит солист филармонии Николай Бирюков, слова — белгородского поэта Владимира Молчанова. Поставлена будет она в народном клю-че — с оркестром народных инструментов, но уже в новом сезоне.
Как-то после концерта оркестра народных инструментов ко мне подходит слушательница и говорит: «Как жаль, что нет абонемента концертов оркестра народных инструментов для детей, как у симфонического оркестра». Я удивился. Уже три года существует наш абонемент, а белгородцы этого не знают.
Необходимо больше внимания уделять рекламе, развитию сайта филармонии. Надо расширять абонементы по различным творческим направлениям: и джазовая музыка, и духовые инструменты. У нас есть и прекрасные эстрадные исполнители. Надо дать им возможность общаться с белгородской публикой. Не петь под фонограмму, а выступать в филармонии и в области под аккомпанемент различных ансамблей и оркестров, искать свой репертуар. Каждый эстрадный певец должен иметь свое лицо, не стоит перепевать песни других. У нас есть опытные солисты филармонии эстрадного направления заслуженные артисты России Нина Гридчина, Ольга Цимбалист, много хороших молодых исполнителей. Я готов со своей стороны оказывать им поддержку в создании аранжировок песен. Недавно в состав филармонии вошел коллектив «Театр песни Владимира Ермолова». Там хорошие творческие силы. Хотелось бы также развивать разговорный жанр. Пока его в филармонии нет. Но — и это моя мечта — он должен появиться.

— От многих знакомых, у которых есть маленькие дети, слышала о детских утренниках в филармонии. Кто готовит эти программы? И будете ли для детей приглашать именитых музыкантов?

— Утренники — большая заслуга заместителя художественного руководителя филармонии по творческим вопросам Ларисы Николаевны Барбар. Часто с инициативой выступают сами руководители оркестров, предлагают интересные программы. А знаменитости у нас уже играли для детей. Известный дирижер Евгений Бушков участвовал в одном из утренников, сам вел концерт, общался с залом. Это прекрасно воспринимается детьми. Вообще, в детских концертах должна быть креативность. Мы включаем в детские утренники музыкальные викторины. Был, к примеру, концерт по сказам Бажова. За ответы на музыкальные вопросы дети получали медали. Подключаем и видеоряд в детские концерты. Необходимо, используя современные возможности, открывать для детей прекрасный мир музыки.

Exit mobile version