В тему дискуссии об установке стелы в Белгороде хотим познакомить наших читателей с актуальным во многих отношениях материалом известного политолога Вячеслава Костикова, опубликованным в одном из последних номеров еженедельника «Аргументы и факты».
‘С тех пор, когда наше радио каждый день передавало песни о Ленине, не прошло и двадцати пяти лет. Но молодёжь этих песен не поёт и не знает. А после того как люди получили доступ к реальной истории СССР и его вождей, эти песни перестали петь и люди старшего поколения. Разве что в окружении Г. Зюганова по большим революционным праздникам. Сегодня эти песни вызывают разве что улыбку. Ну посудите сами:
«Ленин в твоей весне,
В каждом счастливом дне,
Ленин в тебе и во мне».
Ильич сегодня
Сказания и мифы о Ленине уходят. После того как историки получили возможность писать правду, боготворить Ильича становится всё труднее. Да, он был неординарной личностью. А Октябрьская революция, творцом которой он считается, серьёзно повлияла на ход мировой истории. И Ленин, несмотря на ревизию его наследия, и сегодня занимает в истории ХХ века заметное место. Но с каким знаком? Ведь он был из той породы «новых людей», которых Достоевский вывел в своём знаменитом романе «Бесы». Писатель фактически предсказал и трагедию, в которую эти бесы ввергнут Россию. Ленин называл роман гениальным, но омерзительным. Знаменитый роман был нелюбим и в руководстве СССР. Коммунистические вожди, так много говорившие о служении народу, интуитивно боялись народа и презирали его.
Сегодня имя Ленина ассоциируется не только с революцией и Коммунистическим интернационалом, но и с разложением большевиками русской армии, с пораженческими лозунгами, с предательством по отношению к союзникам по Антанте, с Брестским миром, отнявшим у России статус державы — победительницы в Первой мировой войне, и с развязыванием братоубийственной Гражданской войны. А после победы революции — с уничтожением оппозиционных партий, свободной прессы, с разгромом Русской православной церкви, с изгнанием цвета интеллигенции из России. А в экономике и гражданской жизни — с демонтажом веками создаваемого хозяйственного уклада, судебной системы, с созданием построенного по классовому принципу репрессивного аппарата и с началом длительной мировой изоляции СССР. По нынешним же понятиям Ленин был, помимо прочего, и «иностранным агентом», поскольку до революции тайно получал деньги от германского Генштаба.
Пора на место
Но легенды о Ленине как о «творце новой демократии» уходят медленно. Большевистская пропаганда, в течение 70 лет заполонявшая всё информационное пространство страны, настолько исказила представления (в том числе и народные) о добре и зле, о прогрессе и отставании, о месте России в мире, о демократии и правах человека, что даже и сегодня наше миропонимание остаётся захламлённым окаменелостями прошлого. Это хорошо просматривается в законодательных инициативах Госдумы. Ленин продолжает покоиться в Мавзолее, Сталин — около Кремлёвской стены. А российская компартия, питающаяся идейными консервами из запасников прошлого века, продолжает считать себя «выразительницей чаяний народа».
Почему же Ленин в сознании миллионов россиян да и немалой части политиков по сей день остаётся (как поётся в старой песне) «живее всех живых»? Почему страна не скажет, как при изгнании бесов: изыди!
С коммунистами более-менее понятно. Им выгодно сохранять мумию вождя в Мавзолее. Для них Ленин на Красной площади — символ присутствия в политике, пропагандистский инструмент, напоминание об утраченной роли в истории. Но почему и власть, и даже Церковь, которая более других пострадала от бого¬борца Ленина, так невнятно, шёпотом говорят о том, что да, пора бы наконец поставить точку в этой затянувшейся истории? Это только кажется, что Россия вышла из исторического тупика, в который её загнали большевики. На самом деле страна по плечи погружена в советское, а по многим показателям — в тоталитарное прошлое. У нас новая, вполне буржуазная, а местами даже демократическая витрина. Но если отодвинуть красивый занавес, то обнаружится, что в глубине политической сцены всё те же несущие конструкции, построенные по чертежам Ленина, Сталина, Дзержинского и Берии. Та же несменяемость власти, та же нехватка обратной связи с обществом, та же (слегка завуалированная) однопартийность, те же суды, ответственные не перед гражданами, а перед чиновниками, та же полицейская система, охраняющая не общество от преступников, а власть от общества. И наконец, в самой глубине сцены оставшаяся без изменений система охранки, надзора и подавления инакомыслия.
Нередко можно слышать вопрос: а почему В. Путин, который прошёл демократические университеты А. Собчака и знает о тоталитарной генетике советской системы не понаслышке, почему он не перевернёт ленинскую страницу истории? Критики президента утверждают, что В. Путин якобы и не хочет ничего менять.
Думаю, что президент просто осторожничает. Опасается всколыхнуть не устоявшуюся после краха коммунистической идеологии систему ценностей. Есть, думается, и политический расчёт. Образы Ленина и Сталина всё ещё «держат в руках» немалую часть избирателей. Это и ветераны «великих строек коммунизма», и отставные военные, и бывшая партийная номенклатура, и персональные пенсионеры, и бывшие работники спецслужб и правоохранительных органов. По воспитанию, образованию, карьере они были в наибольшей степени подвержены «очарованию» советских вождей. Для них (а это миллионы активных избирателей) вынос Ленина из Мавзолея — посягательство на прошлое, на реальные или мнимые заслуги, на романтику юности, на надежды, которые хотя и не сбылись, но питали их непростую жизнь.
Очарование образа Ленина тает по мере истончения этих социальных слоёв. Тает медленно. За то, чтобы оставить тело Ленина в Мавзолее, в 2000 году высказывались 44% населения. Сегодня — 25%. Более трети опрошенных «Левада-центром» считают, что Ленина, согласно его собственному желанию, следует перезахоронить на Волковском кладбище в Санкт-Петербурге, рядом с могилой матери. Наверное, со временем так и будет. Но когда? Ведь у историков, политиков и народов свои представления о скорости хода истории. Давайте учиться уважать всех. Важно не ошибиться в направлении.
«Аргументы и факты». 30 января 2013