Все услуги — в одной квитанции

ЖКХ: За что и как мы платим?

Оплата жилищно-коммунальных услуг остается одной из самых животрепещущих и наболевших тем для большинства белгородцев. Разобраться во всех тонкостях не каж-дому под силу. А сколько раз вы ловили себя на том, что не можете понять, откуда взялась та или иная цифра в «платежке»? Чтобы хоть немного прояснить некоторые моменты, связанные с оплатой жилищно-коммунальных услуг, мы отправились в ОАО «Региональный расчетно-кассовый центр» — это здесь проводят все расчеты и выпускают квитанции для белгородцев.

О работе центра нам рассказала генеральный директор ОАО «РРКЦ» Светлана Письменная:

— ОАО «Региональный расчетно-кассовый центр» существует с 2003 года. Основной задачей для себя мы ставили создание единого информационного пространства и актуальной базы данных обо всех субъектах жилищно-коммунального хозяйства. Мы выпускаем единый платежный документ, куда входят все коммунальные услуги, для жителей многоквартирных домов и частного сектора Белгорода.

Наша организация обслуживает 92 процента населения города (остальные восемь процентов — это в основном новые дома, которые создают ТСЖ на один дом и рассчитываются по приборам учета с ресурсоснабжающими организациями на границе балансовой принадлежности). Так, за февраль мы выпустили 158 131 квитанцию — столько лицевых счетов на сегодняшний день открыто в РРКЦ.

Наша база данных — это живой организм, который поддерживается и актуализируется каждую неделю. Мы получаем сведения от управляющих компаний, энергоснабжающих организаций, паспортных столов, все данные закодированы посредством специального программного оборудования. Если управляющие компании нам поручают, то начисления за услуги производим мы. Ресурсоснабжающие организации самостоятельно формируют начисления и ежемесячно передают сведения РРКЦ, чтобы мы транслировали их в платежный документ.

Единый платежный документ — это очень удобно: во-первых, жителю не нужно ждать пачку квитанций от всех поставщиков услуг, а во-вторых, оплатить квитанцию он может в любом удобном месте. Для этого в городе создана разветвленная сеть платежных пунктов — всего порядка 130-ти мест. Оплатить ЕПД можно во всех отделениях Сбербанка, почты России, при всех управляющих компаниях, в Белгородсоцбанке. Сбербанк предоставляет возможность оплаты квитанций через терминалы, что позволяет оплачивать коммунальные услуги в любое время, даже ночью. В октябре прошлого года мы внедрили вместе со Сбербанком новую возможность для клиентов — оплату коммунальных услуг через «Сбербанк-Онлайн», то есть посредством сети Интернет.

Единый платежный документ выпускается с исполнением всех требований законодательства. В рамках федерального закона «О персональных данных» платежный документ выходит в законвертованном виде: персональные данные клиента скрыты конвертиком, для всеобщего обозрения доступна лишь адресная часть.

В прошлом году в жилищном законодательстве произошло много изменений. Вступили в силу новые «Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещения в многоквартирных домах и жилых домов» (Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 № 354), в соответствии с ними Министерством регионального развития была разработана примерная форма единого платежного документа. Тот платежный документ, который выпускаем мы, выходит достаточно давно, привычен и понятен жителям. Мы добавили в квитанции ту информацию, которую требует закон, и постарались сохранить удобную для населения форму.

Необходимые сведения о деятельности РРКЦ белгородцы могут найти на нашем сайте. Он находится по адресу www. rrkc-bel. ru. Кроме того, наши клиенты имеют возможность отслеживать прохождение своих платежей онлайн. Для этого надо зарегистрироваться в «Личном кабинете», получить логин и пароль. А в случае утери квитанции потребитель может заполнить форму в «Личном кабинете» на сайте, распечатать ее и оплатить в платежном пункте. Эта услуга пользуется популярностью у жителей нашего города.

Не нужно бояться обращаться в РРКЦ по всем возникающим вопросам, мы с каждым клиентом работаем индивидуально. Так что приходите!

В ходе беседы Светлана Владимировна прокомментировала некоторые вопросы наших читателей.

В соответствии с Жилищным кодексом потребители имеют право оплачивать коммунальные услуги до десятого числа следующего месяца. Но порой, выполнив обязательства в срок, я все равно получаю квитанции с долгами. С чем это связано?

Екатерина

— У нас квитанции выходят авансом. Десятого февраля мы уже выпустили «платежки» за февраль. В платежном документе долг выставляется за минусом начислений за один месяц. Другими словами, если долг пришел в февральской квитанции, то это значит, что у потребителя есть задолженность за декабрь. В случае, если вам непонятно происхождение долгов, следует обращаться в РРКЦ. Зачастую такое случается потому, что некоторые оплачивают квитанции после десятого числа.

На следующий день после оплаты квитанции деньги поступают в компании, которые оказали эти услуги. Таким образом, денежные средства не аккумулируются ни на счетах РРКЦ, ни на счетах управляющих компаний. Это прозрачная схема, которую мы реализовали в рамках президентского поручения одними из первых в стране. К нам едут за опытом со всей России, только в прошлом году мы приняли десять делегаций из городов ЦФО, а также Удмуртии и Татарстана.

Мне приходят квитанции с задолженностью на имя прежнего владельца квартиры, в которой я живу уже несколько лет. Почему мне приписывают чужие долги?

Ирина А.

— Если произошла такая ситуация, значит, после покупки квартиры человек не обратился в паспортный стол той управляющей компании, где он купил жилье. Вам нужно обратиться в паспортный стол, зарегистрировать лицевой счет, предъявив свидетельство на право собственности. Паспортист и управляющая компания передадут нам эту информацию, и мы обновим свою базу данных. Если речь идет о частном секторе, то владельцу дома надо обратиться к нам, в абонентский отдел РРКЦ, с собой принести свидетельство и договор купли-продажи на дом.

Зачем, помимо предыдущих и текущих показателей счетчика, еще указывать в квитанции «показания на контрольную дату»?

Алексей С.

— В соответствии с новыми «Правилами предоставления коммунальных услуг…» с первого сентября 2012 года на потребителя ложится обязанность передавать показания индивидуальных приборов учета в ресурсоснабжающие организации. Делать это рекомендуется с 23 по 25 число текущего месяца. Исключение составляют только газовики: они просят передавать показания на последнее число месяца.

Сведения потребитель обязан передать любым удобным для него способом: по телефону, онлайн (в «Личном кабинете» на сайтах энергоснабжающих организаций) или посредством квитанции. Если человек не имеет возможности звонить или не умеет пользоваться компьютером, он может передавать данные, заполнив единый платежный документ.

Почему вы включаете в счет коллективную антенну тем, у кого кабельное / спутниковое ТВ? Что делать, чтобы этот пункт убрали?

Олег Ш.

— До массового подключения в домах кабельного и спутникового телевидения все жители пользовались антеннами. Сегодня из 158 тысяч наших клиентов только 12 тысяч подключены к общей антенне. Если гражданин в текущем месяце перестал пользоваться этой услугой, ему надо обратиться в свою управляющую компанию с соответствующим заявлением. УК передаст нам информацию, и в квитанцию эта строчка выставляться не будет.

Сегодня многие белгородцы подключают дома Интернет. От провайдеров им приходят отдельные квитанции. Нельзя ли эти счета включать в ЕПД?

Наталья Митрохина

— Действительно, это довольно неудобно, так как оплачивать счета за Интернет зачастую приходится в определенных местах, иногда в другой части города. Мы ведем постоянные переговоры с компаниями, которые предоставляют такие услуги белгородцам, примерно раз в квартал направляем им свои предложения. Но, к сожалению, они пока не идут нам навстречу.

Почему в квитанциях нет строчки «электропотребление мест общего пользования», хотя она должна была появиться с первого января 2013 года?

Сергей Дзюбровский



— За воду и электропотребление в местах общего пользования потребитель платит в рамках Постановления правительства РФ № 354. С первого января отдельной строчкой в едином платежном документе появились «общедомовые нужды на водоснабжение». Размер платы определен нормативами, утвержденными комиссией по государственному регулированию цен и тарифов Белгородской области.

С электроэнергией ситуация немного иная. Изначально эта составляющая входила в тариф «содержание и ремонт жилья». Так как в Белгороде этот тариф принимается самостоятельно собственниками, и изменить его кто-либо другой не имеет права, плата за электроэнергию в местах общего пользования по-прежнему включена в тариф «содержание и ремонт жилья». И, пока собственники не примут решение исключить ее из тарифа, она не появится отдельной строчкой.

Появление строчки «на общедомовые нужды» вызвало недовольство и недоумение многих россиян. Эта проблема обсуждалась на всероссийском совещании в Министерстве регионального развития. В некоторых регионах платеж увеличился до 25 процентов. Мы в Белгороде этого не допустили. У нас одну и ту же услугу дважды никто не оплачивает.