В соавторстве с природой

Впервые с творчеством Константина Лебедева я познакомилась в художественном музее на выставке Творческого союза художников России. Помню, долго стояла у картины «Хозяин Камчатки», пытаясь понять, каким образом создано это чудо. Тогда сам мастер, заметив мое любопытство, подошел и пояснил, что это – флорентийская мозаика.

В следующий раз с творчеством Константина Николаевича я столкнулась на выставке «Творчество без границ», подготовленной членами общественной организации «Мастера Белогорья» совместно с региональным отделением Творческого союза художников России. Мое внимание привлекли картины, написанные на кусочках древесной коры. Тогда я твердо для себя решила, что должна познакомиться с мастером, чтобы подробнее узнать о его творчестве. Вскоре мы встретились в его мастерской.

«Чай или кофе», — почти с порога спрашивает художник. В его творческой мастерской тепло, светло и пахнет деревом. Повсюду разложены куски бересты – на сегодняшний день его главного холста.

Константин Николаевич с женой Тамарой – своим главным поклонником и рецензентом – приехал жить в Белгород всего два года назад.

— Со своим образованием я бы мог стать богатым и уважаемым человеком. Но судьбу мою определила любовь жены к творчеству, — рассказывает художник.

А учился он Киевском высшем военно-морском политическом училище. Сейчас о военном прошлом художника напоминает лишь его тельняшка.

Рисовать начал во время службы в Севастополе. Тогда же поступил в академию искусства на заочное отделение.

Впрочем, что такое для художника заочное обучение? Главным учителем Константина Николаевича было его воображение, а еще люди, встречавшиеся ему на жизненном пути. Так художник познал искусство создания картин из камня и освоил бересту.

До Белгорода в течение двадцати двух лет Константин Лебедев жил на Камчатке. Родные места для него – главный источник вдохновения, они угадываются в большинстве его работ.

Разговор с Константином Лебедевым мы начали с обсуждения флорентийской мозаики – искусства, которое большинству белгородцев не знакомо. Ведь можно по пальцам сосчитать количество мастеров, владеющих техникой создания флорентийской мозаики.

Издалека кажется, что эти картины нарисованы на стекле, а посмотрев ближе, понимаешь – камень.

Агат, обсидиан… Чтобы из этих камней получилось произведение искусства, нужно провести огромную работу. Вначале происходит долгий процесс подбора камней по форме и цвету, чтобы из многообразия природных оттенков составить единое изображение. Затем все камни обтачиваются на специальном оборудовании и подгоняются друг к другу так плотно, чтобы стыки лишь угадывались. После этого картинка шлифуется и полируется хромовой пастой.

Работа это долгая и тяжелая. На создание одной картины порой уходит больше года.
— Не страшно отдавать свои работы на выставки? Вдруг где-нибудь что-нибудь отколется или поцарапается?

— А вы попробуйте, поцарапайте! Эти работы вечны, — убеждает меня мастер.

На подоконнике мастерской Константина Лебедева лежат несколько крупных камней. Сейчас это не рабочий материал, а скорее память о былом, ведь здесь, в Белгороде, нет специального оборудования, да и камней, которых на Камчатке с лихвой, днем с огнем не сыщешь.

Сейчас художник полностью переключился на бересту. В разных местах мастерской лежат заготовки. Здесь – уже выпрямленные и готовые к нанесению краски листы, здесь – «распятые» на деревяшке. Процесс заготовки бересты сложен и трудоемок. Снимать с деревьев ее нужно в определенное время года. По словам Лебедева, во имя его картин ни одно дерево не пострадало. «Холсты» для своих работ художник закупал у дровосеков. Затем кору нужно выпрямить и высушить. Сохнет она полгода-год.

Константин Николаевич признается, что природа – соавтор его произведений. На листах бересты всегда остаются неровности, которые мастер обыгрывает, создавая эффект объемного изображения. Где-то эта неровность становится скалой, где-то – стволом старого дуба.

— Вот этот кусочек у меня лежит уже очень давно, я никак не могу до конца понять, что здесь изображено, — Константин Николаевич показывает мне одну из заготовок, — тут, мне кажется, баран, а может, птица…

Природная тема в творчестве художника – самая главная. Он пишет горные пейзажи, деревья, ручьи и озера, маленькие домики, затерянные следы заснеженных холмов.

Лебедев любит объем. В этом смысле береста – идеальный материал для воплощения его любви к формату 3-D. Однако даже его масляные картины, написанные на классических холстах, кажутся выпуклыми, осязаемыми. Изображенное на них как будто бы можно потрогать.

— Я очень люблю помазюкать. Иногда просто берешь краску, начинаешь беспорядочно наносить ее на холст – и в итоге прорисовывается что-то, чего ты, возможно, сам не ожидал увидеть.

Работы, которые мастер любовно хранит в своей мастерской, действительно удивительны. Они притягивают внимание, заставляют думать, чувствовать, угадывать.

— В моем понимании, человек, работающий по принципу «что вижу – о том и пою», не может называться настоящим художником. Воображение наряду с кистью, – один из важнейших инструментов творца. Да и зрителю порой очень полезно немного подумать, — говорит художник.

Фото Александра Михайлова

Exit mobile version