ТБО: гори оно огнем

Дорога цивилизации вымощена мусором. Растет потребление, а с ним и отходы. Красочная упаковка, одноразовые изделия и много из того, что сделано для широкого потребления, вскоре превращается в утиль. Как показывает опыт, сколько мусорное ведро не трамбуй – все равно выносить придется.

В прошлом году в областном центре был утилизирован один миллион тонн твердых бытовых отходов. Около шестидесяти специализированных машин выезжают ежедневно на улицы Белгорода, чтобы вывести с них мусор. Надо отметить, что количество ТБО год от года неуклонно растет. При этом площадь полигонов по захоронению отходов не может бесконечно увеличиваться. Да и обустройство их в соответствии с экологическими нормами — дело недешевое. Что дальше?

Есть план

Осенью прошлого года на заседании правительства Белгородской области была принята Концепция переработки твердых бытовых отходов. Она предполагает создание в регионе единой системы сбора ТБО, охватывающей абсолютно все его источники. Не менее 80% отходов подлежит подвергнуть последующей переработке. По оценкам экспертов, для этого в ближайшие пять лет на эти цели потребуются инвестиции в размере около 5 миллиардов рублей. Намечено создать специализированную управляющую компанию, которая будет работать на территории всего региона. Она будет взаимодействовать с муниципалитетами, на которые в настоящее время возложена обязанность по обеспечению утилизации твердых бытовых отходов.

Через пару месяцев для этого начинания должны быть подготовлены все необходимые регламенты и соответствующая законодательная база. Внедрять систему планируют начать весной этого года в 2-3 пилотных районах, в том числе в областном центре.

На заседании правительства гендиректор корпорации «Развитие» Сергей Юдин предложил два варианта внедрения системы. Согласно первому, необходимо просто навести порядок с оплатой услуг без увеличения тарифов. В таком случае рынок вывоза и захоронения ТБО составит порядка одного миллиарда рублей. Как отметил Сергей Викторович, в 2011 году рынок вывоза и захоронения ТБО региона составлял только около семисот миллионов рублей.

Второй вариант предполагал увеличение тарифов по вывозу (на 24 %) и по захоронению отходов (на 90 %). Это позволяет увеличить объём рынка до 1,4 миллиарда рублей. Из этой суммы треть миллиарда рублей можно направить на новые инвестиционные проекты в сфере переработки, 280 миллионов рублей — на дополнительные бонусы за качество уборки ТБО и около 40 миллионов рублей на оплату услуг специализированной управляющей компании.

Какой вариант показался более предпочтительным, нетрудно догадаться, взглянув в счета за коммунальные услуги.

В декабре прошлого года состоялось координационное совещание по обсуждению вопросов реализации упомянутой концепции. В ходе обсуждения заместитель начальника департамента строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства Белгородской области Денис Минькин констатировал, что на сегодняшний день наиболее оптимальным и рентабельным способом утилизации ТБО является строительство мусоросжигающих заводов. Потребности региона могут удовлетворить пять заводов производственной мощностью 100-140 тысяч тонн каждый.

От слов – к делу

23 января в ООО ТК «Экотранс», которое занимается сбором и утилизацией ТБО в Белгороде и ряде других населенных пунктах региона, прошло заседание научно-технического совета. В нем приняли участие начальник департамента природопользования и охраны окружающей среды Белгородской области Александр Панин, а так же специалисты из БГТУ им. В.Г. Шухова и НИУ «БелГУ». На повестке дня стоял вопрос о переходе от захоронения твердых бытовых отходов к их термической переработке или, проще говоря, к сжиганию.

Директор компании ООО ТК «Экотранс» Николай Шеин презентовал проект по получению альтернативного топлива из твёрдых бытовых отходов. Технология его получения, по его словам, следующая:
— Отходы, которые поступают на наш мусороперерабытывающий завод, проходят сортировку. Из них отбирается все, что может служить вторичным сырьем для промышленности. После этого остаются так называемые «хвосты». В настоящее время они вывозятся на полигон для захоронения. Реализация проекта предполагает внедрение современного сортировочного комплекса, который позволит в автоматическом режиме обрабатывать «хвосты», устраняя из них хлорированный пластик. При этом будет осуществляться воздушная сепарация, разделение по весу и плотности объекта. Ручной труд сводится к минимуму. Очищенные таким образом «хвосты» измельчаются, высушиваются и большегрузными машинами доставляются на местный цементный завод для сжигания в печах в качестве альтернативного топлива. Зола, которая образуется при сжигании мусора, будет использоваться в качестве наполнителя при производстве строительных материалов. Цементный завод устанавливает нам требования калорийности и необходимым объемам поставок альтернативного топлива.

Производительность импортного сортировочного комплекса и потребности местного цементного завода таковы, что позволяют переработать весь объем мусора, который образуется на территории областного центра и Белгородского района. Кроме того, сюда будет свозиться ТБО из ряда близлежащих районов. Для доставки «сырья» из других населенных пунктов ООО ТК «Экотранс» намерено создать станции перегрузки.

Состав альтернативного топлива
1 — полимеры (40%), 2 — бумага (37%), 3 – текстиль (16%), 4 — древесина (5%), 5 — резина и искусственная кожа (2%).

Отметим, что специалистами ООО ТК «Экотранс» разработаны оптимальные составы топлива из твёрдых бытовых отходов после их сортировки. С итогами этой работы были ознакомлены участники заседания научно-технического совета департамента природопользования и охраны окружающей среды области.

В воздухе пахнет «грозой»

А как же экологическая безопасность и чистота атмосферы в городе?! Идея превращения отходов в неисчерпаемый запас топлива позаимствована белгородцами в европейских странах, где проблемой переработки мусора стали заниматься гораздо раньше нашего. За рубежом сформировалось уже целое направление — производство альтернативного топлива, так называемого RDF, из бытовых отходов. По уверениям начальника отдела развития ООО «ТК «Экотранс» Олега Верёвкина, в своих подходах мы находимся на верхнем уровне экологических требований, которых сейчас придерживаются европейские переработчики твердых бытовых отходов.

Общеизвестно, что при обычном сжигании мусора возникают диоксины и фураны. Так оно и было на первых мусоросжигательных заводах. Проведенные за рубежом исследования показали, что если поднять температуру сжигания свыше 1200 градусов, то упомянутые ядовитые вещества разлагаются. Затем все зависит от ряда технологических нюансов и качества системы газоочистки. Если все делаете правильно, то волноваться не о чем – выбросы в атмосферу находятся в пределах, допустимых экологическим законодательством.

Директор ООО ТК «Экотранс» Николай Шеин заверил: «Температура в печах местного цементного завода достаточно высокая, а время пребывания альтернативного топлива в зоне горения весьма продолжительное. Печные трубы оснащены эффективными фильтрами. Таким образом, все вредные химические компоненты полностью разрушаются либо задерживаются. Технология, которую мы намерены внедрить, аналогична европейской. Вся необходимая техническая документация у нас уже имеется. Так что опасения горожан беспочвенны».

Ждать осталось недолго

Областной центр станет первым в регионе, где начнет внедряться технология утилизации ТБО путем сжигания. Реализация этого проекта обойдется предприятию, по информации Николая Шеина, в 800-900 миллионов рублей. В целом по региону затраты превысят 2,5 миллиарда рублей. Компания ООО ТК «Экотранс» планирует начать работы уже в этом году.

Exit mobile version