Не все, что делается на трезвую голову во благо народа, идет ему на пользу. Метко подметил писатель Дмитрий Быков: «Стране давно пора понять, как женщине при пьющем муже: здесь ничего нельзя менять. Уже меняли — вышло хуже».
Три года назад, в феврале 2010 года медвытрезвители перешли из ведения министерства внутренних дел под попечительство региональных органов здравоохранения. Цель была благая – придать «человеческое лицо» этим специфическим заведениям. Дескать, сплошь и рядом в вытрезвителях нарушаются конституционные права граждан, да и сотрудники МВД вынуждены заниматься несвойственной им деятельностью.
Дело довели до конца: 16 месяцев назад в России был закрыт последний вытрезвитель. Потеряли актуальность слова из песни Владимира Высоцкого: «Проснешься утром, не петух прокукарекал – сержант разбудит, как человека». Правда, есть подозрение — это ненадолго.
Воспоминание о будущем
Старое заведение в новом «формате» возродили в Альметьевске (Татарстан). В местном центре детоксикации «Визит» посетителей, которые «не вяжут лыко», встречают вежливые санитары. К их услугам медосмотр и душ. Клиентам помогут раздеться, примут вещи на ответственное хранение, проводят до туалета и уложат спать. На работу им о пребывании в центре детоксикации не сообщат.
Примечательно, что граждан, находящихся в легкой степени опьянения, к «Визиту» не принуждают. Директор центра Андрей Духно в своем интервью телекомпании НТВ отметил: «Вытрезвитель раньше был карательным органом, куда направляли с целью наказания. Мы же принимаем граждан, чтобы сохранить им жизнь». Доброе отношение к «перебравшим» ближним обходится бюджету города, население которого составляет около 160 тысяч человек, в 6 миллионов рублей в год.
Намерены в этом году вновь открыть вытрезвители и в городах Удмуртии, в том числе в Ижевске. Местные власти объясняют возвращение к старой практике исключительно заботой о людях. Глава Удмуртии Александр Волков заявил: «Вытрезвитель нужен для того, чтобы человек не погиб на морозе».
В Белгороде вопрос пока остается открытым. В сентябре 2010 года тогдашний секретарь Совета безопасности города Михаил Побудилин констатировал: «Были проблемы на начальном этапе, когда мы узнали, что медвытрезвители прекратили прием граждан. Но нам удалось договориться с управлением здравоохранения, и практически не бывает таких случаев, когда по заявке милиции или граждан «скорая» отказывалась выезжать на вызов». Вот только куда доставлять не в меру употребивших горожан? Михаил Михайлович предлагал создать при больницах филиалы наркологического диспансера для их госпитализации. Идея эта пока не реализована.
Кому это надо?
Ситуацию прокомментировал заместитель руководителя комитета обеспечения безопасности жизнедеятельности населения – заместитель секретаря Совета безопасности города Федор Ефимов: «Граждане в состоянии алкогольного опьянения становятся жертвами противоправных действий. Если подвыпивший человек не буянит и прилично одет, то сотрудники полиции просто провожают его до дома. В ряде случаев, в зависимости от степени опьянения, граждан доставляют в отделение полиции либо непосредственно в медицинские учреждения. После того, когда они придут в нормальное состояние, их отпускают домой. Если, кончено, находясь во хмелю, они не дебоширят и не оказывают сопротивление сотрудникам полиции. В таких случаях составляется протокол об административном правонарушении, который затем рассматривается в суде».
Отметим, что зачастую такая помощь влечет за собой составление протокола об административном нарушении за появление в общественных местах в состоянии опьянения (ст. 20.21). В зависимости от того, был ли подвыпивший гражданин тих либо «по пьянке плох», ему и наказание – штраф от 100 до 500 рублей или административный арест до 15 суток.
Закон «О полиции» обязывает стражей порядка «оказывать помощь гражданам, которые находятся в беспомощном состоянии» и «доставлять находящихся в опьянении в медицинское учреждение или в территориальный отдел внутренних дел до протрезвления».
Между тем, по мнению экспертов, человек в алкогольном опьянении находится в состоянии острого отравления и, как при всякой иной токсикации, ему в первую очередь нужна медицинская помощь. Мол, «алкоголем раненными» должны заниматься врачи.
Чего греха таить, медики таких хлопотных пациентов не любят. Работник «скорой помощи», пожелавший остаться неизвестным, рассказал: «Фактически учреждения здравоохранения в последние годы бесплатно исполняют роль вытрезвителя. Считаю, это издевательство над медработниками. Мы вынуждены заниматься каждым пьяницей, валяющимся на улице. Бывает, что после общения с такими пациентами уходишь домой с синяками. Кроме того, о какой санитарии можно говорить, если обслуживаешь всяких алкашей?! А ведь после этого приходится ехать на вызов к нормальным горожанам, которые срочно нуждаются в медицинской помощи».
Информация к размышлению
В январе 2013 года в медицинские учреждения Белгорода в состоянии алкогольного опьянения поступило 219 человек, из которых 54 были госпитализированы. В течение этого месяца «скорая помощь» выезжала к пьяным горожанам 678 раз, что составляет более 6% от общего числа вызовов. В итоге сотрудники «скорой помощи» доставили в медицинские учреждения для госпитализации 41 «пациента» и 44 человека передала полиции.
Вместо послесловия
Борьба с пьянством на Руси носит затяжной, можно сказать, окопный характер. Много соотечественников от злоупотребления водкой полегло и немало еще жертв будет, пока не победит абсолютная трезвость. Так не вернуть ли нашему городу до окончательной победы над этим злом вытрезвитель? Благополучно работают подобные заведения и в странах прогрессивной Европы, и в оплоте демократии США. Чем мы хуже?! Предлагаем читателям поделиться с редакцией своим мнением.
Вызовы «скорой помощи» к горожанам в состоянии острой алкогольной токсикации в январе 2013 года
1 – на квартиру (220), 2 – на улицу (217), 3 – в отделения полиции (140), 4 – в общественные места (121).