По страницам школьной прессы

Вопросы и проблемы наших школ не раз обсуждались в региональных СМИ. Также пусть не расширенно, локально, но творчески и с умом они освещаются и на страницах школьной газеты – маленькой арене ученической мысли. Сегодня мы поговорим именно о них, школьных изданиях, специфических и по-своему интересных.

А у нас – так

Со школьной прессой мы знакомы давно. Я и вы, наши родители и друзья читали её или над ней работали. Школьная газета вырастала из одиноких листов, развешанных на стенах и написанных от руки, до многостраничных печатных изданий. Помните ребят из советской книги о республике ШКИД? Хулиганы питерских улиц – даже те издавали свою газету, вдохновенно, с энтузиазмом и трепетом.

Вернёмся же в современность. В городском управлении образования мы получили такую информацию: сейчас более половины белгородских школ имеют свой печатный орган. Выходит газета обычно один раз в месяц, иногда – два. У многих изданий есть сайты с электронными версиями, где можно узнать о событиях школы, не имея при этом к ней непосредственного отношения. И у каждой газеты есть свой образ, своё лицо.

Какая ты, школьная пресса?

Та, что освещает события школы, – раз. Знакомит с проблемами и «звёздочками» – два. Предоставляет материалы, интересные и юным, и взрослым – три. Считать можно дальше, но остановимся на главном.

Имя газеты важно для неё так же, как наше для нас. При выборе названия обычно учитывается принадлежность конкретному учреждению, и на первых полосах появляются названия, в которых обыкновенно есть слово «школа». Например, в школе №20 действует «Школьная летопись», в школе №27 – «Школьные дни», а в 42-й – «Школьная планета».

Зато рубрики в школьных газетах совершенно разнообразные – всё благодаря выдумкам юнкоров. Правда при этом рубрики отражают типичные для школьной прессы блоки: новости, интервью с интересными людьми («Лица», «Персона» и т.п.), проблемные материалы, литературную страничку (например, «Проба пера» в «Школьных вестях» гимназии №2) и историческую («Страницы истории» в газете «Карандаш» школы №35). А ещё – юмор и полезные советы.

Редакторами школьных газет обычно назначают учителей русского языка и литературы, которым как гуманитариям проще работать с текстами, редактировать стихи. Роли замредакторов берут на себя старшеклассники, бывает и так, что им доверяют выпуск газеты.

Работу корреспондентов изданий выполняют школьники от первого до одиннадцатого класса. Малыши пишут сказки и стихи, ребята постарше предпочитают обращаться к серьёзным жанрам и проблемам. Сопроводить яркой иллюстрацией свой не менее яркий материал может не каждый автор, поэтому в редакции школьной газеты кто-то становится фотокором. А вот наборщиками и корректорами часто приходится выступать самим авторам.

Газета-воспитатель

Газета – главный рупор для освещения школьной жизни. Она – регистратор событий, информатор и в то же время воспитатель и организатор. Школьные газеты позволяют детям и подросткам доставать свои идеи «из-под стола».

С вопросом о важности школьной газеты в воспитании ребёнка мы обратились к начальнику управления образования администрации Белгорода Андрею Мухартову. По его мнению, школьная газета решает несколько важных задач. Участие в ее создании содействует развитию творческого потенциала учащихся, помогает организовать и познать себя, выразить свои мысли, открыть новое. Газета способствует взрослению ребят, зарождению в стенах школы устойчивого микросоциума, действующей модели современного мира.

– Кроме того, подобная практика оказывает влияние на выбор профессии, – говорит Андрей Александрович. – Если руководство школы поддерживает свободу и демократию в отношениях «учитель – ученик – родитель», то газета будет существовать долго. Важно правильно организовать работу с детьми, чтобы процесс ее создания доставлял им удовольствие.

Ступенька к «взрослой» журналистике

Работа над школьной газетой – это ещё и один из этапов (пожалуй, первый!), который проходит начинающий журналист. Говорить о том, что издание подобного рода может научить будущего студента журфака разбираться в жанрах и специфике СМИ, мы не будем. Это не совсем корректно, поскольку знаем, что школьная газета не всегда печатает материалы журналистского характера. Опыт показывает: много в ней литературного, нежурналистского. Объясняется это тем, что школьники – пусть и активные писатели, но не журналисты, а некоторые из них вовсе не собираются ими становиться. Они используют площадку школьного издания как возможность опубликовать свою прозу, стихотворения, мнения, воплощённые в форме школьных сочинений (не зря учат их писать десяток лет!). И всё же без новостей, заметок, опросов, интервью здесь не обойтись – этим школьная газета помогает будущим журфаковцам.

Практикующий журналист и преподаватель НИУ «БелГУ» Елена Талалаева рассматривает школьные газеты не только как подготовку к серьёзной журналистике, но и как часть медиаобразования.

– Школьная газета может выполнять задачу развития рационально-критического мышления детей и подростков, публикуя критические материалы, – говорит она. – Например, на её страницах можно разобрать фильм, статью и объяснить читателю, что всегда нужно думать над тем, что он смотрит, читает.

Чтобы не уйти в минус

Школьная газета – островок информации, эмоций, творчества её создателей. Она же показывает лицо школы, потому должна искоренять свои недостатки. А они, увы, есть.

Первый и главный, по нашему мнению, минус можно назвать «прочитал-содрал». Копирование статей из других СМИ и Интернета – не лучший выход даже в том случае, если газета пуста, а сроки сдачи в печать поджимают. Вторая проблема – оперативность. Учёба мешает своевременной сдачи материалов, и тут, кроме самого автора, едва ли кто поможет.

Третья проблема газеты кроется в… её отсутствии. Увы, не все, далеко не все школы имеют свой печатный орган. Надеемся, что те, которые его ещё не создали, вскоре сделают это. И не будем забывать, что вся инициатива – в руках школьников.

Exit mobile version