Строки из песни Валерия Стефанова об экипаже атомной подлодки «Курск» даже спустя почти тринадцать лет после трагедии заставляют сердце сжиматься от боли. Воспоминания о гибели 118-ти моряков тревожат и тех, кто тогда, в 2000-м, вместе со всей страной отчаянно ждал затонувшую команду, и более всего – тех, что были членам экипажа матерями и жёнами.
В минувшие выходные Белгород посетили родственники погибших на подлодке «Курск» моряков. Одним из многих пунктов поездки наш город был выбран не просто так. В Белгородской области расположены две могилы жертв трагедии: на кладбище Ячнево похоронен капитан III ранга Дмитрий Мурачёв, в селе Клименки Вейделевского района – мичман Павел Таволжанский.
Вместе с собой делегация привезла на освящение икону «Спасающая на море», которой поклонилась в храме Иоанна Кронштадтского. Родственники из разных городов – Санкт-Петербурга, Москвы, Архангельска, Сызрани, Калининграда – почтили память моряков на торжественной литургии.
Могилы погибших на «Курске» рассыпаны по различным уголкам России. Объезжая один город за другим отцы, матери и вдовы погибших соединяют их души вместе. Вместе перед глазами смерти и вместе – после единой командой, какой моряки ушли на глубину Баренцева моря.
Мать капитана II ранга Сергея Дудко София Петровна шефствует над делегацией и многое делает, чтобы не забывали сослуживцев её сына. А именем Сергея в Санкт-Петербурге названа школа №134, в музей которой она отдала его вещи и памятные знаки. Она бы хотела, чтобы в городах погибших обязательно были такие музеи.
Знакомя нас с представителями делегации, София Петровна рассказывает о поездках:
– Не у всех родственников получается выехать в другой город… Мы, конечно, всё понимаем. Годы и эта трагедия забирают у людей силы.
Супруги Гудковы, Нина Павловна и Валентин Александрович, провожали на «Курск» своего сына Александра. Когда он попал в экипаж подлодки, ему было только 23 года. Молодой, смелый, он сам попросился плыть на «Курске».
– Для нас такие поездки – возможность пронести память о наших мальчиках по всей стране, – говорят родители.
Смотришь – а глаза их глубже, чем то самое злосчастное Баренцево море.
Родственники моряков бывали и за рубежом. Трогательно они рассказывают, как их принимали в Турине, в подарок даже преподнесли модель подводной лодки, сделанную своими руками.
После посещения храма гостей ждала встреча с представителями белгородской администрации. За «круглым столом» делегации продолжили общение в неформальной, «семейной» обстановке. Заместитель главы администрации А.А. Гармашев отметил, что кроме законов государства, которые мы обязаны соблюдать, есть ещё и законы совести и памяти, что важны ничуть не меньше.
Чтобы почтить память Дмитрия Мурачёва, в субботу родственники моряков приехали на кладбище Ячнево. Отец Павел прочёл молитву – и могилу усыпали красные гвоздики.
Следующая точка, которую посетят родственники погибших моряков — село Клименки Вейделевского района, где похоронен мичман Павел Таволжанский.
– Мы обязаны там быть, – говорит София Петровна. – Мы сами – мамы, и знаем состояние тех отцов и матерей, сестёр, братьев, которые живут в глубинке. Мы все должны быть едины: любая боль вместе переносится легче.
Гости города побывали и в музее истории военно-морского флота школы №29 им. Д.Б. Мурачёва, где встретились с родственниками Дмитрия, ветеранами-подводниками, кадетами. Во время экскурсии по музею прозвучала мысль выделить в музее комнату памяти экипажа «Курск». Делить их нельзя. Это была одна сплочённая команда.
Алёна Николаева
Фото автора и Бориса Ечина