Большой земский дом

Здание управления судебного департамента при Верховном суде РФ в Белгородской области, расположенное на улице Чумичова, известно как здание бывшей уездной земской управы. За свою историю оно пережило несколько перестроек, что значительно изменило его первоначальный вид, а своим появлением дом обязан либеральным реформам императора Александра II.

Вслед за отменой крепостного права одним из важнейших изменений в России стало проведение земской реформы. С ее началом в 1864 году стали создаваться первые органы местного самоуправления, которые выбирались всеми сословиями общества. Земства решали вопросы народного образования, медицины, почты, содержания в исправности дорог и мостов, агрономии и ветеринарии, способствовали развитию кустарных промыслов. Участвовало земство и в начатой судебной реформе — уездные земские собрания выбирали мировых и почетных мировых судей. К решению вопросов привлекались гласные — выборные лица от разных слоев населения. Гласные земств не принадлежали к профессиональному чиновничеству, поскольку были выбраны от населения, а не назначены правительством.

Финансовой основой деятельности являлся уездный земский сбор, который взимался с питейных патентов и торговых свидетельств, земельных участков и недвижимых имуществ, находящихся во владении городских и сельских крестьянских обществ, с казенных земель и лесов, заводов и фабрик. Постепенно земская деятельность охватывала все стороны местной жизни, и способствовала преобразованию провинции.

В поисках «места жительства»

Первое земское собрание в Белгороде состоялось 2-5 июля 1865 года, а датой создания Белгородской земской управы следует считать, скорее всего, 23 июля 1865 года. Именно с этого дня стали начислять жалованье первому составу управы и было нанято помещение для ее размещения. Вновь созданный постоянно действующий исполнительный орган состоял из председателя и двух его членов, избираемых на три года уездным земским собранием, а также пяти служащих канцелярии. Первым председателем земской управы стал Муханов, а членами – Н.А. Браилов и А.И. Курдюмов.

На первоначальное устройство управы было куплено: образ Спасителя в серебряной с позолотой ризе, 3 стола, 9 кресел, 8 стульев, швейцарские стенные часы с боем, 2 подсвечника, 33 аршина зеленого сукна для заседаний земского собрания, две печати, заказана вывеска, всего было израсходовано 338 рублей 27 копеек. За наем помещения для управы выплачивалось 60 рублей в год, а на отопление и освещение было потрачено 22 рубля 30 копеек за полтора года. В документах не упоминается, к сожалению, дом первоначального размещения земской управы, лишь в 1867 году в финансовом отчете имеется статья расходов «за перевозку дел и вещей управы в новое помещение, нанятое в доме купца Мачурина».

В декабре 1867 года в Белгороде были открыты «судебные мировые учреждения», а в июле, до их открытия, состоялось экстренное заседание земского собрания, в связи с обращением курского губернатора о необходимости размещения уездного отделения Курского окружного суда в одном здании со съездом мировых судей, помещение для которого земство было обязано подготовить.

Для решения этой задачи постановили обратиться с просьбой к Белгородскому дворянскому клубу о предоставлении помещения клуба на время проведения заседаний съездов мировых судей и окружного суда. Однако хозяева дома, где размещался клуб, такого согласия не дали. Другое удобное помещение находилось лишь в городском общественном доме (ныне здание строительного колледжа). Но и там, «несмотря на все старания управы», получить положительный ответ не удалось.

Земское собрание, столкнувшись с неразрешимой задачей, 30 сентября 1867 года постановило построить дом для размещения земской управы и съезда мировых судей. Для этого было решено приобрести в городе место под строительство здания, а в уезде — помещичий дом «на слом», а затем «устроить» его на новом месте. Для этих целей было выделено четыре тысячи рублей. Съезд мировых судей временно разместился вместе с земской управой в доме купца Мачурина, а в декабре 1868 года переехал в дом купца Конакова. Помещения для лиц, «арестуемых мировыми судьями», снимались в доме крестьянки Мушенковой.

Строительство дома

Управа по купчей крепости, совершенной в 1868 году в Харьковской гражданской палате, приобрела место у потомственного почетного гражданина Ф. Н. Добрынина на улице Магистратской (ныне ул. Чумичова) под строительство дома с различными деревянными и каменными постройками, а у поручика Черноглазова в деревне Салтыковой — деревянный дом, материалы которого были использованы для строительства. В начале XIX века на месте купленного участка располагался воскобойный завод Ивана Чумичова. К моменту покупки все постройки усадьбы находились в полуразрушенном состоянии и были снесены, за исключением каменного дома, который впоследствии стали именовать малым земским домом. После составления плана архитекторами Севостьяновым, Абрамовичем и землемером Ясельским в 1868 году началось строительство большого земского дома. Процедура его закладки проходила по христианскому обычаю — с приглашением священника, была исполнена и другая русская традиция — на вино и закуску для рабочих было израсходовано 12 рублей 40 копеек.

Для закладки фундамента нового земского дома была изготовлена медная доска с датой закладки и именами председателя и членов управы. На доске, которая и сегодня, вероятно, находится в фундаменте здания, начертаны имена: председателя земской управы с 1866 по 1872 годы гвардии поручика Дмитрия Федоровича Озерова, члена управы с 1866 по 1870 годы купца Семена Матвеевича Лямцова и члена управы с 1865 по 1873 годы Николая Александровича Браилова.

Строительство большого земского дома продолжалось почти три года, а израсходовано было 29534 рубля вместе с покупкой мебели. Для строительства дополнительно использовался капитал белгородского дворянства, размещенный в общественном банке Н. Чумичова.

Новое здание представляло собой оштукатуренный двухэтажный дом, первый этаж которого был каменный, второй – деревянный, «обложен кирпичом на войлок», с балконом. На первом этаже разместились помещения «для арестуемых мировыми судьями», квартира смотрителя. А на втором – канцелярии уездной земской управы и временного отделения Курского окружного суда с их архивами, зал судебных заседаний, комната совещаний судей. В зале судебных заседаний с паркетным полом были устроены две скамьи для подсудимых и решетка, 12 кресел, обитых пунцовым репсом, сделан камин, приобретены 2 люстры, стенные часы. В зал был куплен образ Спасителя серебряный, вызолоченный в киоте, в комнату совещаний судей — образ Богоматери, для арестантских камер – 8 медных икон. Окна и двери второго этажа были задрапированы белым коленкором, для чего было изготовлено 25 дубовых карнизов – на 18 окон и 7 дверей. Для нового дома была изготовлена лестница на чугунно-литейном заводе Доброва в Москве.

Во дворе дома были вновь выстроены каменные конюшни на 20 лошадей с сеновалом и сарай для размещения земского стоичного пункта, две кухни, ледник. А также переделан и вновь отремонтирован малый земский дом, в котором «устроены разные службы», и сдан в наем члену земской управы Браилову с платой 200 рублей в год. Все здания были крыты железом и обнесены каменной оградой.

Александр Лимаров,

Елена Кривцова

(Окончание следует)