Авангард «у себя дома»

С выставкой «Авангард. ХХ век» белгородцы начали знакомиться в прошедшую пятницу. Интерес к необычному, оригинальному, редкому потянул в зал художественного музея и эстетов, и местных художников, и просто любопытных. Увидев экспозицию и поговорив с гостями, мы заметили: выставка работ авангардистов Марка Шагала и Натальи Гончаровой уже обратила на себя внимание многих горожан.

Творчество представленных в зале музея художников развивалось в едином русле русского авангарда — «визитной карточки» искусства ХХ века. Большую часть жизни Марк и Наталья провели во Франции. Для них соприкосновение с авангардными течениями стало этапом формирования собственного пластического языка.

График, живописец, сценограф Марк Шагал — одна из значимых фигур в истории ХХ века. Его творчество являет собой органичное переплетение древних иудейских традиций и новаторских тенденций. В круговороте городов и стран, где он бывал, Шагал всё же сохранил национальное самосознание, при этом оставаясь человеком вне времени и пространства.

Серия из 24 цветных литографий художника на библейскую тематику особенно ценится в экспозиции. Каждая картина — оригинальное прочтение текстов Библии, глубокое их понимание, проникновение в суть отношений между человеком и Богом. Пятно и контур, непрестанно переходящие от одного к другому, контрасты лиц и силуэтов раскрывают перед зрителями религиозные послания прошедших веков.

Вторая часть экспозиции возвращает нас в детство. Иллюстрации к пушкинской «Сказке о царе Салтане» в сочных цветах разместились на страницах книги ручной работы Натальи Гончаровой. Она, признают современники, одна из создательниц новой жизни, с оригинальным, свежим, «не таким» взглядом на действительность. За основу своих работ Гончарова взяла лубочную эстетику. Зрителей притягивает техника пошуар, в которой выполнена книга. Пошуар — способ ручной трафаретной печати, когда рисунок или гравюру подкрашивают через «окошки», прорезанные в бумаге. На открытии экспозиции было отмечено, что в России редко выставляют работы, выполненные в этой технике. Папка, в которую вложены иллюстрации, создана таким же образом. Ощущение при взгляде на неё возникает странное: будто перед тобой компьютерная графика, а не рисунок от руки.

Коллекционер Ирина Стежка (благодаря ее коллекции белгородцы получили возможность познакомиться с работами русских авангардистов) отмечает:

— Уникальность выставки в том, что здесь можно увидеть такие работы, которые не представлены ни в одном музее России.

Наталья Парэн — художница-график, ученица русского авангардиста Петра Кончаловского – ещё одна личность, чьё мастерство сейчас представлено в зале художественного музея. Парэн работала в стиле конструктивизма, иллюстрируя детские книги и произведения русской классики, выходившие во Франции и США в 20-50-е годы. Её рисунки к сказке «Баба Яга» просты, ярки, без лишних деталей. Художница стремилась сделать всё, чтобы быть понятой детьми.

Эта выставка — масштабный проект, который видели уже в нескольких городах России. Белгородский художник Станислав Дымов верно заметил, что теперь, посмотрев её «у себя дома», мы можем прийти ещё не раз, чтобы лучше понять авангардистов. Не боимся прогнозировать: в нашем городе выставка без взоров зрителей не проведёт ни дня.