Великий бард России

25 января — 75 лет со дня рождения Владимира Высоцкого

Владимир Высоцкий, бесспорно, один из самых правдивых и бесстрашных поэтов второй половины ХХ века. По гражданской смелости его трудно сравнить с каким-нибудь другим бардом его времени. В нем удивительно гармонично сочетался талант стихотворца, композитора, солиста и актера, вкупе сформировавшие в его лице гениальное и уникальное дарование. И чем дальше мы удаляемся от поры его земной жизни, тем ярче и грандиознее видится его талант и личность.

Как в своё время поэзия Пушкина была адекватным отражением жизни русского общества XIX века, так и поэтическое творчество Владимира Высоцкого по праву можно считать энциклопедией советской жизни, ибо оно отражает все стороны бытия его современников, все ключевые проблемы, волновавшие общество.

Сложно найти стороны жизни, которые бы не затронул в своём творчестве Высоцкий. Это баллады и любовная лирика, это песни о повседневной жизни, полные юмора и сатиры. И что ни песня, то спектакль, искрящийся неповторимым блеском и остроумием. Хватало в творчестве Высоцкого и острой критики существующего строя, чаще всего выражавшейся эзоповым языком, которую партийные чиновники не могли ему простить.

Природа щедро наградила Высоцкого поэтической душой, чутко реагирующей на радости и страдания своего народа. Чуткая и обнаженная душа Высоцкого с болью реагировала на пороки современной жизни. Почти всё песенное творчество советского барда — это хриплый, надсадный крик страдающей мятежной души.

Яркой чертой Владимира Высоцкого был дар перевоплощения. О чем бы поэт ни писал, всё выглядит столь убедительно, что не вызывает сомнения в реальности изображаемого. Пишет ли поэт о горах и покоренных вершинах — в нем проглядывает заправский альпинист, там, где он рисует психологически потрясающую сцену игры со смертью канатоходца, — в нём обнаруживается профессиональный циркач.

Поэт сполна вкусил от жизни и благ и страданий. Его не любили номенклатурные чиновники. Не получил при жизни отважный бард ни орденов, ни званий. Заслуженным артистом РСФСР и лауреатом Государственной премии СССР он стал посмертно в 1986 и 1987 году. Но его любил народ, любила страна. Срок жизни его оказался недолгим, но таким ярким. У великого барда были добрые и верные друзья, у него была прекрасная работа в одном из самых популярных театров страны, где он сыграл главные роли. Высоцкий снялся во многих фильмах, написал свыше 100 стихотворений, около 600 песен и поэму для детей.

Когда он умер, над окошком театральной кассы было вывешено скромное объявление: «Умер актёр Владимир Высоцкий». Ни один человек не сдал назад билет — каждый хранит его у себя как реликвию.

Культурная жизнь нашего города тоже связана с творчеством великого барда. В апреле 1977 года Владимир Высоцкий приезжал в Белгород. В течение трех дней он выступал в Дворце культуры «Энергомаш» и Дворце культуры железнодорожников. Всего было дано 15 концертов.

Присутствовавшие на его выступлениях люди в своих воспоминаниях отмечают огромный интерес белгородцев к творчеству Высоцкого и демократичный характер его выступлений, его непосредственное общение с публикой. Всенародная любовь к великому поэту и артисту запечатлелась в самых различных формах. В честь Высоцкого назван астероид «Владвысоцкий» (2374 Vladvysotskij). На всей территории бывшего СССР установлены более 20 памятников. Именем Высоцкого названы театры, корабли, самолёт, кафе, сорта цветов. Но самый яркий и символичный памятник подготовил ещё при жизни себе сам поэт. Он создал свой самый знаменитый песенный шедевр — «Кони привередливые». Эти привередливые кони под именем человеческая судьба и унесли его в невозвратную даль.

Чуть помедленнее, кони,
чуть помедленнее!
Вы тугую не слушайте плеть!
Но что-то кони мне попались
привередливые —
И дожить не успел,
мне допеть не успеть.

Талантливый скульптор так и запечатлел Владимира Высоцкого вместе с его привередливыми конями. И это лучший памятник нашему великому барду.

Евгений Ларин,
кандидат философских наук

Exit mobile version