Троллейбус, который мы любим

«За-проезд-пожалуйста-вошедшие-пассажиры-приготовили». Эту фразу кондуктор «Городского пассажирского транспорта» Валентина Воронкова за день произносит не меньше сотни раз. Кондуктор в Белгороде – профессия редкая и в общем-то непопулярная.

В «Городском пассажирском транспорте» работают 23 кондуктора. А необходимость – как минимум 300. Летом продавцы проездных билетов ездят в автобусах на дачных направлениях. Зимой их отправляют на наиболее оживленные троллейбусные маршруты – 1-й, 4-й, 5-й.

Наша справка:
Сегодня в МУП «Городской пассажирский транспорт» 23 кондуктора, 97 водителей троллейбусов, на линию выходят 73 троллейбуса.

Для того чтобы стать кондуктором, не нужно долго учиться. Надо пройти инструктаж у наставника в троллейбусном депо, двухдневную стажировку – и можно «обилечивать». Но мне не пришлось так долго ждать. В качестве эксперимента мне разрешают под присмотром Валентины Воронковой – работника с 15-летним стажем – выдавать пассажирам билеты.

Перед выходом на линию кондуктор, как и водитель, проходит предрейсовый медицинский осмотр, а после этого посещает кассу, где ей выдают катушку с талончиками, билетно-учетный лист, сумку. В 14-01 на практически новеньком белом троллейбусе марки «Trolza» мы отправляемся из депо по пятому маршруту. На путевом листе Валентины Воронковой стоит штамп: «Маршрут с тяжелыми условиями движения». И еще – «Осторожно, гололед, снегопад». За рулем сегодняшний напарник Валентины Николаевны по наряду – водитель Сергей Поварков.

Не успевает троллейбус отъехать от Железнякова, как в салон заходят первые пассажиры. Вместе с кондуктором мы приступаем к работе. Отдавая мне катушку с билетами, женщина предупреждает: «Ты смотри, лапуля, не потеряй. Мне месяц на нее придется работать». Резинка от бобины надевается на средний палец правой руки, левой рукой нужно отматывать билет и аккуратно отрывать.

Первый пассажир предъявляет голубую бумажку – талончик к единому социальному проездному билету, он равен 10 рублям.

— Вот этот проездной, синий, мне в план идет. Отрывай билетик, – командует кондуктор.

— А это льготное пенсионное удостоверение, здесь билет не надо, – продолжает инструктаж Валентина Николаевна, когда мы подходим к пожилой даме, раскрывшей портмоне. — Стоит 150 рублей, ездить можно целый месяц неограниченное число раз. Это только для пенсионеров и только на троллейбусе.

Спустя некоторое время я уже опираюсь на собственные наблюдения. Если пассажир тянется к кошельку или шарит в кармане, значит, будет «наличка», надо выдавать билет. Если раскрывает проездной – отбой. Если сидят вместе, семьей, можно отрывать по два-три билета вместе, а там пусть сами делят. Главное – приметить потенциального покупателя билета сразу на входе и не спутать с теми, кто уже «обилечен».

— Кондуктору нужна хорошая визуальная память, чтоб лишний раз к человеку не подходить, — комментирует моя наставница. – И спешить не надо, пусть человек усядется. А то, бывало, подойдешь, и сразу возмущаются: «Ну что ты надо мной стоишь!».

В работе Валентины Нико-лаевны главное – выполнить план. Например, здесь, на «пятерке», надо за круг привезти 480 рублей, что равно 48 пассажирам. Сумма кажется небольшой, учитывая, что обычно транспорт в городе не пустует, а мы вообще едем в час пик. Но не все так просто. По плану надо привозить «живые» деньги либо синие талончики, которые потом обмениваются на десятки. А многие пассажиры предъявляют кондуктору проездные: пенсионные, гражданские, редко студенческие. Они на зарплату кондуктора особо не влияют. Например, за прошлый месяц в графе «доплата за проездные» у Валентины Воронковой значится 111 рублей, хотя льготников за это время проехала уйма.

— Если план выполняю, получаю премию — восемь процентов от выручки. Плюс почасовка — 2800 за месяц и за выслугу лет 800 рублей. А если плана нет, то только почасовку платят. В январе вообще плана нет. Все зависит от потока людей. Человек с работы и на работу проехал и до свидания. То проездные, то вообще никого. Иногда едешь один в этом троллейбусе и думаешь, может, нас игнорируют? – сетует кондуктор.

А еще собрать нужную сумму работникам троллейбуса мешают извечные конкуренты – маршрутчики.

— В основном здесь люди едут до Центрального рынка. А у нас по одной линии идут: мы, маршрутки – «пятерка», 33-й, 43-й, 26-й, 42-й. И как я могу этот план сделать? Что я заработаю? — делится Валентина Николаевна. — Надо, чтобы у маршрутчиков был график движения. А то едем, и сразу три на подрезе. Один обогнал, другой. И что мы привезем? Водитель «пятерки» Сергей Поварков крутит баранку троллейбуса уже 23 года. Пришел работать сюда сразу после армии. Говорит, что в детстве мечтал быть летчиком, но учился плохо, поэтому не сложилось. Отслужил в морском флоте три года. Жалеет, что не остался – был бы уже на пенсии.

— Работа, конечно, тяжелая, — делится Сергей Иванович, не отрывая взгляда от дороги. – Маршрутчики перед носом подрезают, успевай только тормозить. Особенно сейчас, в непогоду. Автомобилисты машины ставят кто как вздумает, не проедешь. У наших водителей вообще нет никакого уважения друг к другу, никто не уступает дорогу.

Действительно, конкуренция в транспортном потоке слишком велика: каждый стремится проехать побыстрее. Лавировать в нем, забирая пассажиров на остановках, такой большой машине, как троллейбус, сложно. Из-за таких маневров, бывает, отрываются от проводов штанги («рога»), троллейбус перекрывает путь остальным автомобилям, вызывая возмущения со стороны водителей и раздражение со стороны пассажиров.

Проезжая второй круг, при повороте с Вокзальной на Преображенскую, наш троллейбус попал штангами в обесточенную зону. Движение замерло, ехавшая следом «единица» тоже остановилась. Мужчины из числа пассажиров долго толкали 18-тонную машину. В итоге ситуацию удалось разрулить. Хотя если бы на нашем месте был троллейбус другой, бесконтактный (оранжевый), он мог бы оторваться от проводов и объехать затор по другой улице. Но такой пока только один в городе. Новые, современные составы — мечта водителя. С восхищением рассказывал мне Сергей Иванович о троллейбусах в Курске марки «Мегаполис»: низкопольные, можно еще и подножку выдвигать, чтобы пассажиры могли заехать с коляской. Вот бы такие в Белгороде ходили!

Белгородские троллейбусы давно стали неотъемлемой частью городской среды. «Рогатые» машины пусть медленно, но верно везут горожан к месту назначения. Они не засоряют воздух выхлопами, в них просторно и тепло (за исключением старых машин), а еще здесь есть шанс купить «счастливый» билетик и быть «обилеченным» кондуктором. Не стоит удивляться, что в Белгороде есть люди (в том числе среди моих знакомых), которые предпочитают троллейбус другому общественному транспорту. Теплые слова в адрес «рогатых» машин постоянно звучали из уст пассажиров, как только они слышали, что в салоне едет журналист. Да, этот транспорт проигрывает маршруткам в скорости, в поворотливости, зато выигрывает в комфорте. Но одной любви горожан к троллейбусам недостаточно, чтобы дела у «Городского пассажирского транспорта» вмиг наладились. Это задача нынешнего руководства предприятия.

Кстати, директор МУП «Го-родской пассажирский транспорт» Олег Колесников сообщил нам, что в ближайшее время автопарк предприятия обновится. В этом году планируется получить субсидии в рамках федеральной программы и закупить 20 новых троллейбусов и 40 автобусов. Сейчас проходят торги, в ходе которых определятся поставщики и производители машин. В марте предприятие обещает возобновить обучение водителей троллейбусов, объявить набор кондукторов.

Exit mobile version