Письмо должно быть долгожданным?

В городах Германии почтальоны разносят свежие газеты и корреспонденцию до шести часов утра. Спросите: «Для чего?». А просто, чтобы добропорядочные бюргеры успели за завтраком с чашечкой кофе познакомиться с новостями. Уму непостижимо! Представьте себе, как бы они восприняли ненавязчивое обслуживание «Почты России».

Вот уж действительно: «Что для русского — здорово, то для немца – смерть». В декабре прошлого года работу почты подверг критике губернатор Евгений Савченко: «Главный критерий оценки любой службы — общественное мнение. Мне надоело читать «черный список», где половина всей информации в определенной степени касается обслуживания населения почтовым ведомством».

Евгений Степанович поручил главам муниципальных образований к сентябрю этого года привести все почтовые отделения в порядок.

О своем взгляде на проблему мы попросили рассказать директора УФПС Белгородской области — филиала ФГУП «Почта России» Александра Рябикина.

— Александр Иванович, новогодний вал посылок из-за рубежа традиционно ставит работу почтовых отделений на грань коллапса. Количество российских пользователей Интернета, делающих онлайн-покупки, год от года растет. Доставкой большинства этих товаров занимается «Почта России». В итоге в декабре в Московском узле объем доставки мелких пакетов из-за рубежа увеличился в этом году вдвое и достиг 60-70 тысяч штук в день. Приведет ли это к тому, что без новогодних подарков останутся тысячи наших соотечественников?



— В период новогодних праздников на работу почты традиционно много нареканий со стороны клиентов. Преимущественно они касаются сроков доставки. Дело в том, что в эти дни наряду с поздравительной корреспонденцией идет масса посылок, в том числе из-за рубежа. По телевидению показывали таможню в аэропорту Шереметьево — аврал. В связи с этим руководством «Почты России» принято решение усилить работу в дни новогодних праздников. Задействуем максимальное число сотрудников. Полагаю, что никаких заторов быть не должно, в том числе с доставкой по подписке периодической печати.

— Праздники пройдут — проблема останется. Существование ее невозможно отрицать. Вице-премьер Аркадий Дворкович в рамках правительственного часа в Совете Федерации, проведенного три месяца назад, заявил: «Нормативы сегодня как минимум в половине случаев не соблюдаются. Особенно в крупных центрах… Я уверен, что у руководства «Почты России» есть все возможности решить эту проблему в течение двух лет». При этом Аркадий Владимирович возлагает надежды на новый закон, подготовленный Минкомсвязи, и совершенствование организации работы внутри «Почты России». Какие новшества нас ожидают?

— Для модернизации громоздкой постсоветской структуры «Почты России» необходимы крупномасштабные инвестиции. Предстоит создать современные сортировочные центры, обновить парк автомобилей, повсеместно внедрить в почтовых отделениях информационные системы. Без финансовой помощи государства сделать это в указанные сроки невозможно. При этом в настоящее время мы живем, как говорится, по средствам.

Развитие пакета услуг и диверсификация предложения в почтовых отделениях позволило «Почте России» в последние годы выйти на безубыточный уровень. Вместе с тем в качестве социального сервиса почта обязана содержать огромную сеть почтовых отделений, большинство из которых за пределами городов — убыточны, а также инфраструктуру предоставления услуг для государственных нужд (выплату пенсий, пособий и т.д.). Это обуза для модернизации.

Почтовые отделения и дальше будем объединять. Но не закрывать. Не секрет, что во многих почтовых отделениях у нас сейчас работает всего один сотрудник. Он одновременно является начальником, оператором и почтальоном.

Мы получили три машины передвижных отделений связи. В ближайшее время ожидаем еще пять. Они позволят обеспечить почтовыми услугами небольшие удаленные населенные пункты. Каждая машина передвижного отделения связи в день будет обслуживать до шести поселков. В ней будет работать оператор, принимающий платежи, и водитель, который разнесет адресатам газеты и письма.

Что касается стационарных почтовых отделений, то после недавнего заседания правительства области активизировалась передача в нашу собственность помещений. Кроме того, в ближайшее время будут подписаны соглашения с владельцами зданий о проведении ремонта. Соответствующую рекомендацию дал губернатор. На Белгородчине уже отремонтированы помещения около трехсот почтовых отделений.

План подписки на 2013 год по количеству экземпляров и по деньгам будет выполнен. Режим доставки не изменится — четыре раза в неделю.

Отмечу, что на доставку корреспонденции наши клиенты жалуются редко. Все больше на культуру обслуживания. По всем фактам разбираемся и принимаем меры.

Экономические реалии: сейчас невыгодно заниматься ни подпиской, ни доставкой писем. От этой

деятельности почта получает гроши. В связи с этим почта и дальше будет расширять торговлю, так сказать, «сопутствующими» товарами.

Губернатор поставил задание довести долю товаров местного производства в ассортименте почтовых отделений до 75 процентов.

— Александр Иванович, существует еще один нехитрый способ увеличения доходной части бюджета — повышение предприятием-монополистом тарифов на свои услуги. Не ждет ли нас этот «сюрприз» в новом году?

— Нет, тарифы пока меняться не будут. Клиентами почты сейчас являются преимущественно малообеспеченные слои населения и люди преклонного возраста. В связи с этим руководство «Почты России» намерено искать в данном вопросе компромиссное решение. Кроме того, на заседании федерального правительства, состоявшемся накануне Нового года, на развитие «Россвязи» и «Почты России» выделена из бюджета весьма крупная сумма. Надеюсь, что часть этих средств поступит и на модернизацию почты нашей области.