Мишель Легран: «Источник вдохновения – в постоянной работе»

Впервые в Белгороде

19 января в Белгородской государственной филармонии по приглашению Фонда развития классического музыкального искусства Белгородской области впервые выступил легендарный композитор, пианист и аранжировщик Мишель Легран.

Он, действительно, живая легенда Франции. Компо-зитор, написавший музыку к нескольким мюзиклам, к более чем 200 фильмам, выпустивший более ста альбомов, трижды завоевавший премию «Оскар», пять раз – премию «Грэмми», любим миллионами зрителей за великолепную музыку, сочетающую в себе нежность, лиризм, джазовый драйв и богатство оркестровых партитур.

Сын французского композитора и армянской пианистки унаследовал талант обоих родителей. Уже в десять лет Мишель поступил в Парижскую консерваторию, где обучался игре на фортепиано, вокалу, композиции, а после окончания сразу начал активную концертную деятельность. Писал музыку для знаменитых французских шансонье Шарля Азнавура и Эдит Пиаф. А однажды, после выхода на экраны музыкального фильма «Шербурские зонтики», проснулся знаменитым. Было ему тогда всего тридцать два года. Джазовый и классический музыкант, композитор, дирижер – казалось бы, судьба одарила Мишеля многими талантами. Но за каждым успехом Леграна стоит огромный труд, который не дает ему махнуть рукой на музыку даже в весьма почтенном возрасте. И в наши дни маэстро много гастролирует (в свои-то восемьдесят два года!), сочиняет музыку и каждый раз признается своим слушателям в любви.

Мишель Легран в течение одного дня пребывания в Белгороде успел дать интервью местным СМИ, репетировал с белгородским камерным оркестром, а вечером дал почти двухчасовой концерт. Он играл, пел и дирижировал!

Для вас, уважаемые читатели, мы публикуем сегодня самое интересное из пресс-конференции, которая состоялась перед концертом.

Открыл ее арт-директор Фонда развития классической музыки Белгородской области известный музыкант, виолончелист Борислав Струлев. Он представил французского гостя и его супругу Катрин Мишель:

— Катрин — прекрасный музыкант. Она проработала тридцать лет в Парижской национальной опере. Ис-полнительское мастерство Катрин вы услышите в концертной программе. Вместе с Мишелем в ней примут участие Катрин Мишель (арфа), Пьер Буссаге (контрабас), Франсуа Лезо (ударные) и местный камерный оркестр под управлением Натальи Боровик «Mezzo music». Я хочу поблагодарить руководство области, губернатора за оказанную поддержку. Спасибо директору филармонии Евгению Алешникову за подготовку концерта. Ваш зал заслуживает таких событий, такого уровня музыкантов.

Первый вопрос, заданный журналистом местной телерадиокомпании, вызвал удивление маэстро Леграна. Он был задан на французском языке.

— Когда Вы были в России в первый раз и насколько она изменилась сегодня?

— Первый раз я был в Советском Союзе в 1957 году, здесь проходил Международный фестиваль молодежи и студентов. Я побывал тогда в Москве, Ленинграде, Киеве.

А современная Россия? Для меня очень сложно ответить на этот вопрос. Разобраться во всех деталях вашей общественно-политической, экономической жизни… Я прежде всего музыкант и занят только музыкой. Но если говорить о России, то я люблю эту страну, в которой живут прекрасные люди. И публика, с которой я встречаюсь, также прекрасна. Она мне очень интересна. Российская публика музыкально более образованна. Хотел бы признаться: я уже столько бывал в России, что возвращаюсь сюда как домой.

— Считаете ли Вы, что французская музыка особенная? Путешествия по странам, в том числе по России, влияли ли на особую тональность создаваемых вами произведений? И есть ли у Вас произведения, специально написанные для России?

— Музыка не имеет никакой национальности. Никакой разницы нет, откуда она – из Германии, России. Но я предпочитаю русскую музыкальную школу конца 19 — начала 20 века. Это самые прекрасные композиторы, музыку которых я люблю: Чайковский, Стравинский.

— Месье Легран, откуда приходит к Вам мелодия?

— Несмотря на то, что я музыкант со стажем, до сих пор не могу ответить на вопрос, откуда и как ко мне приходит музыка. Но, безусловно, поездки по странам, по России повлияли на мою музыку.

— Какая музыка прозвучит на белгородской сцене?

— Я планирую представить в концерте отрывки сочинений, написанных для кино, прозвучат знакомые мелодии из фильмов «Шербурские зонтики», «Афера Томаса Крауна», «Йентл». А также несколько моих последних произведений.

— Как рождается вдохновение композитора? Легко или его надо подстегивать?

— Оно может приходить по команде. Композитор относится к той специальной категории людей, которые работают каждый день и каждую ночь. Представьте себе колодец, из которого нужно качать воду, чтобы уровень воды всегда оставался одним. Вот так и композитор. Когда мне нужно вдохновение, я начинаю качать источник вдохновения. Вдохновение должно быть готово прийти ко мне в любую минуту. И любовь к музыке должна быть очень сильной.

Катрин Мишель:

— То, о чем сейчас говорил Мишель, меня вдохновило на постоянную работу и жизнь с ним. Работа каждый день и каждый час. Иногда люди думают о нас, что мы разъезжаем в лимузине, бесконечно ходим по бутикам… Но наша жизнь состоит из музыки и путешествий. Меня всегда впечатляла в Мишеле его работоспособность.

А еще его талант сочинять произведения в нескольких музыкальных жанрах: классике, кино, джазе…

— Катрин, а каково жить с гением?

— Это очень эмоционально. Когда мы познакомились, я работала в Париже. И в основном исполняла классические произведения: Вагнер, Шопен. Удивительно, но уже некоторое время я думала играть музыку популярную, любимую многими (современная музыка меня никогда не интересовала, я не нахожу в ней глубины чувств). И вдруг я открываю для себя музыку Мишеля Леграна. Она-то как раз и оказалась тем коктейлем, который я искала для себя. Динамика джаза, богатство оркестровой партитуры. Я начинала играть музыку Мишеля с небольших открывков. А потом Мишель стал писать и инструментальную музыку с соло для арфы.

— Позвольте сделать вам комплимент, месье Легран. Вы в прекрасной физической форме. Как-то в одном из интервью Вы сказали, что можете работать, как в цехе, в три смены. Говорят, человеку столько лет, на сколько он себя ощущает. Так сколько же вам лет?

— Моему телу – 20 лет, голове — три тысячи лет. По паспорту же мне – 80 лет.

— Как вы прокомментируете историю с Жераром Депардье?

— Это самый замечательный французский актер.

— Ваш любимый цвет?

— У меня нет любимого цвета. Мне нравятся все цвета. Как только мы начинаем любить что-то одно, мы теряем возможность любить что-то другое.

— Ваше любимое блюдо?

— Я все люблю есть. Я вообще люблю есть. Столько вкусных вещей! Я все готов попробовать.