Григорий Новиков: «Хочу разнообразить словарь искусства»

Выставочный зал «Родина». Белгородский художник Григорий Новиков принимает поздравления — здесь открылась персональная выставка, посвященная его пятидесятилетию. Юбилей будет через несколько дней, а теплые слова уже звучат. Приглашенные гости говорят о художнике, отмечают его неповторимый стиль.

Насыщенные цвета, крупные мазки, благодаря которым изображение кажется объемным и даже немного живым, — картины Новикова действительно необычны. И сам художник — человек неординарный. На открытие своей выставки он пришел в сценическом костюме царя, который позаимствовал в филармонии — там он сейчас работает сценографом.

«Энергия солнца» — так называется экспозиция. И зайдя в выставочный зал, понимаешь, почему. Глядя на эти полотна, теплые, по-летнему яркие, чувствуешь, как оттаиваешь, как, несмотря на холод за окном, к тебе приходит весна, как вокруг ощущаешь запахи травы, морского ветра и только что сорванных фруктов.

Значительная часть работ написана на пленэрах. Их Григорий Новиков в своей жизни посетил десятки. Польша, Сербия, Черногория, Германия, города Крыма, — впечатлениями о путешествиях художник делится со своим зрителем. Здесь и солнечные пляжи, и крошечные домики, и узкие улочки, и роскошные яхты.

Особенно хорошо удаются автору портреты. Кажется, даже цвет фона он подбирает под свою модель, глядя на готовое полотно, стараешься угадать характер, настроение персонажа: эта девушка с дреддами — взбалмошная, но почему-то немного грустная, а эта рыжая — в момент написания портрета была очень счастлива.

На следующий день после открытия выставки мы встретились с художником в мастерской. Его творческая кухня находится в центре города, на двенадцатом этаже. Из окон виден едва ли не весь Белгород.

— Жаль только, что окна маленькие. Света мало. При искусственном освещении не те цвета, — говорит художник.

В мастерской Григория Новикова — рабочий беспорядок. Повсюду — картинные рамки, кисти и бесчисленные тюбики с краской. Стены практически голые, но на них видны следы недавно снятых картин: некоторые экспонаты юбилейной выставки раньше висели здесь.

А еще тут есть все необходимое для жизни: диван, компьютер, микроволновка, кофеварка, телевизор и даже старый проигрыватель виниловых пластинок.

— Здесь я провожу значительную часть своей жизни. Порой пропадаю целыми неделями, — рассказывает хозяин.

Григорий Новиков варит мне кофе, и мы, наконец, приступаем к беседе.

— Григорий, когда вы поняли, что искусство — это ваше призвание? Наверняка же в детстве были и другие мечты?

— В седьмом классе я мечтал стать крановщиком башенного крана (смеется). Но на самом деле у меня и мама, и папа были профессиональными художниками, так что мне увернуться от этого ремесла было невозможно. Пока пацаны во дворе играли в хоккей, мне приходилось корпеть над красками. Позже учился в Железногорском художественном училище и, надо сказать, с каждым днем я все больше влюблялся в свое дело.

Григорий — вольный художник. Он берется только за то, чего ему по-настоящему хочется. Он и архитектор (выставочный зал «Родина», к примеру, построен по его проекту), и живописец, и дизайнер. Какое-то время занимался росписью стен. А еще он любит фотографировать. Своим маленьким фотоаппаратом-мыльницей он порой делает снимки лучше и интереснее, чем фотографы-профессионалы. Впрочем, ему есть что снимать — его географии путешествий может позавидовать каждый.

— Однажды я понял, что если просто буду сидеть в мастерской, то не смогу дальше развиваться. Я очень люблю живопись. Живопись — это когда на твоем холсте еще, возможно, ничего не нарисовано, так, немного синих, белых, черных красок, но почему-то сразу становится понятно: это небо Белгорода, а это Черногории, а это — Белозерска или Крыма. Эту разницу начинаешь замечать, только попутешествовав, сравнив, прочувствовав. Поэтому я с удовольствием посещаю всевозможные пленэры.

— Вы бывали во многих странах, однако в разговорах чаще всего упоминаете Черногорию. Почему?

— Просто там воздух, наиболее близкий моей живописи. А еще там я по-настоящему понял, что такое солнце.

— У Вас очень узнаваемый стиль. Вы давно его для себя выбрали?

— Я считаю, что себя я еще не нашел. Но должен сказать, что мне не нравится, когда картины переполнены реализмом. Для того чтобы в точности передавать то, что видишь, существует фотография. Она с этой функцией отлично справляется, и конкурировать с ней смешно и нелепо. Я человек пространства. Рисую крупным мазком, потому что мне важно передать не картинку, а эмоцию, дать почувствовать настроение.

— Кстати, ваши картины такие яркие и радостные, что складывается впечатление, будто Вы вообще не приступаете к работе в плохом настроении или его у Вас попросту не бывает.

— У меня часто бывает плохое настроение, но я знаю рецепты, как его изменить буквально за несколько минут. В этом мне тоже помогает Черногория.

— То есть это не только оттого, что тематика выставки солнечная?

— На самом деле, солнце — это не тематика выставки, это тематика всей моей жизни. Эта выставка — совсем не то, чего бы мне хотелось. Я считаю, что следующая не должна быть хоть как-то похожа на эту. Хочется всех удивить. Мне кажется, художник должен постоянно удивлять зрителя. Он должен стремиться показать людям, что человеческие возможности безграничны, и, когда кажется, что все уже придумано, все нарисовано, можно найти новый ракурс, новую тональность. Человека с богатым словарным запасом гораздо приятнее слушать, нежели того, кто свою речь упрощает. С искусством то же самое. Я хочу разнообразить словарь искусства. Чем — будет видно позже.

Фото Александра Михайлова

Exit mobile version