Что написано пером…

13 января 1703 года вышел в свет первый номер российской печатной газеты «Ведомости». Эта дата считается началом российской журналистики, а работники печатных изданий отмечают в этот день свой профессиональный праздник.

За три с лишним столетия российская пресса успела пройти непростой путь. И если сначала газета задумывалась как средство проведения царских реформ, то сегодня ее роль более многогранна: она и учит, и советует, и развлекает, и информирует, заставляет думать. Ежедневно по всей стране печатаются тысячи, миллионы экземпляров изданий на самый разный вкус.

Тем не менее все чаще звучат мнения, что пресса сдает свои позиции, уступая другим СМИ — радио, телевидению и особенно Интернету — в оперативности, воздействии на аудиторию. В таких условиях печатным изданиям приходится постоянно искать новые пути к читателю.

Будет ли востребован труд газетчика завтра, что для этого нужно, выдержат ли печатные издания конкуренцию с электронными средствами массовой информации? Своим мнением с «НБ» поделились профессионалы.

МИХАИЛ ЛЫСОВ, ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР ГАЗЕТЫ «БЕЛГОРОДСКИЕ ИЗВЕСТИЯ»:

— Работа газетчика очень нужна и сложна. Она требует от журналиста серьезных морально-психологических и физических качеств. Ведь, как говорят, что написано пером, не вырубишь и топором. Часто элементарная небрежность, недостаточное понимание проблематики приводят к курьезным вещам, в результате чего читатели могут усомниться в серьезности издания. Эта профессия требует постоянного совершенствования, внимания к мелочам, расширения круга общения. Бумага дисциплинирует.

Я не разделяю мнение, что Интернет и телевидение перекроют кислород печатным СМИ. Есть зарубежный опыт: на Западе существуют развитые радио, телевидение, Интернет-СМИ — и, тем не менее, печатная пресса там процветает. Я оптимист и считаю, что нет повода для уныния. Работники печати должны совершенствовать свою работу, быть оперативными, углубленно рассматривать и анализировать проблемы и общаться с читателями, чтобы конкурировать с электронными средствами массовой информации.

АЛЕКСАНДР ВОЛОВИЧЕВ, ЗАМЕСТИТЕЛЬ НАЧАЛЬНИКА УПРАВЛЕНИЯ ПЕЧАТИ И ТЕЛЕРАДИОВЕЩАНИЯ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ:

— Журналист должен быть преданным своей малой родине. Он должен уметь видеть передовые идеи, инициативы, рассказывать о них и о том, как развивается и хорошеет его родная земля, родной город.

Считаю, что газета не умрет в будущем, и само это слово еще долго будет тепло восприниматься людьми. Газета — более профессиональное издание, чем любое электронное СМИ. На радио, телевидении, в Интернет-СМИ сейчас преобладает информационный, новостной блок. Кадры, события сменяют друг друга. А в газете есть возможность размышлять, анализировать. Читатель находит в номере наряду с оперативной информацией глубокое осмысление темы, ее подробный анализ.

Улучшается качество печати, многие белгородские издания перешли на полноцвет, так что теперь их читать стало гораздо приятнее и интереснее. Также белгородские газеты совершенствуются и в плане оперативности. Главное, чтобы почта не подводила, и тогда свежий номер будет доставляться читателю с утра, к первой чашке кофе.

ВЛАДИМИР ДАННИКОВ, ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР ГАЗЕТЫ «БЕЛГОРОДСКАЯ ПРАВДА»:

— На белгородских газетчиках лежит большая ответственность. Мы должны донести до каждого читателя, от молодежи до людей преклонного возраста, то, что делается в области, в каком направлении она развивается, за счет чего.

Наша главная задача — рассказать о людях труда, о тех, кто развивает нашу экономику. Эти люди плавят сталь, выращивают хлеб и т.д. Их труд незаметен, но от этого не менее ценен.

Сегодня много говорится о конкуренции печатной прессы и электронных СМИ. Электронные СМИ — они новостные, а газеты предпочитают глубокий анализ. По радио, телевизору информацию услышал — и забыл. А газеты лежат годами, к любой публикации можно вернуться спустя время. Думаю, что печатным изданиям еще жить долго, что бы там не говорили. У нас, например, в глубинке народ узнает новости в основном из газет. И на Западе пресса пользовалась и пользуется популярностью.

ГУЛЬНАРА ТАГИРОВА, РЕГИОНАЛЬНЫЙ РЕДАКТОР «КОМСОМОЛЬСКОЙ ПРАВДЫ» В БЕЛГОРОДЕ:

— Профессия журналиста-печатника будет востребована до тех пор, пока, собственно, и будут выходить печатные СМИ. Другое дело, что я бы не стала разделять журналистов на печатников и не печатников. Хорошие журналисты, как и качественные журналистские тексты, будут востребованы до тех пор, пока остаются таковыми.

Думаю, осталось не так много СМИ, которые не обзавелись до сих пор Интернет-версией. Более того, практика показывает, что выигрывают те издания, которые делают упор, прежде всего, на свои сайты, выкладывая туда информацию по мере поступления, а в печатной версии выдают итоговый текст. Печатным СМИ нет смысла конкурировать с Интернет-изданиями хотя бы потому, что у них разные цели, задачи и где-то даже читательская аудитория. И мне кажется, что в современном мире люди выбирают то издание, которое рассказывает о происходящем быстро и понятно.