Танец – душа народа

Говорят, что танец отражает характер народа. Народные танцы отличаются особой энергетикой и чувственностью, напоминают о том, кто мы и откуда вышли. Если их выбирают, то точно не по принуждению – только по любви.

В Белгороде уже два года существует уникальный ансамбль танца – «Киликиа». Сегодня он работает при белгородском региональном отделении Союза армян России. Возглавляет коллектив Самвел Маилян. Под его руководством юные белгородцы постигают искусство танцев народов Кавказа. Уже год занятия проходят в студии танца «Капучино».

— В группе «KavkazDance» занимаются около 50-ти человек: грузины, азербайджанцы, дагестанцы, кабардинцы, армяне. В основном это молодежь и дети старше четырех лет. Среди воспитанников есть и русские ребята, которые хотят познакомиться с культурой народов Кавказа, — рассказывает руководитель студии «Капучино» Айсель Мурадова.

По словам Айсель, уроки кавказских танцев достаточно востребованы в Белгороде. Многие русские звонят и интересуются этим направлением. Особой популярностью пользуется лезгинка. Однажды в студию обратились четверо молодых людей, которые хотели выучить этот танец, чтобы чем-то удивить жениха с невестой — на русской свадьбе.

Это Айсель пригласила Самвела Маиляна проводить тренировки в своей студии. Девушка сама из Баку: наполовину азербайджанка и наполовину – русская.

— Мы хотим, чтобы кавказские танцы стали более популярными. Нет, мы не хотим затмить своей культурой русскую. Просто в Белгороде много кавказцев, и Россия – многонациональная страна, — говорит руководитель студии «Капучино».

Художественный руководитель «Киликиа» Самвел Сергеевич – седоватый пожилой человек с лукавинкой в глазах. Он добродушно улыбается и в то же время строго покрикивает на расшалившихся воспитанников то по-русски, то по-армянски.

Самвел Маилян закончил Ленинградский институт культуры. На родине, в Армении, он был директором культурно-спортивного комплекса и начальником управления культуры Ширакской области, одновременно руководил коллективом народных танцев. В Белгороде заслуженный работник культуры Армении два года, до этого работал в Старом Осколе и Курске, где тоже учил молодежь народной хореографии.

В студии «Капучино» разучивают танцы кавказских народов: адыгейские, абхазские, осетинские, кабардинские, но в первую очередь — армянские, так как сегодня эта диаспора в нашей области одна из самых многочисленных (около десяти тысяч человек). Самвел Сергеевич считает, что нужно передавать детям народную культуру, чтобы они не забывали о своих корнях.

Темноволосые молодые люди, девушки, дети, одетые в спортивную одежду, колонной выстраиваются вдоль стены танцевального зала. Взявшись за руки, ребята начинают совершать ритмичные движения под красивую народную музыку. Сейчас «Киликиа» готовится к участию в международном фестивале «Исток дружбы» в Твери». Он пройдет в начале декабря. На суд жюри ребята представят два танца: машети и танец пастухов. Видно, что молодежь получает какое-то особое удовольствие от занятия: глаза так и светятся.

— Мне нравится армянская музыка, под нее приятно танцевать. Она что-то трогает в моей душе, — признается шестиклассник Левон Арушанян.

В коллективе мальчик полгода, здесь же его родной и двоюродные братья. Мама Левона из Армении, отец — из Грузии. Говорит, что записаться на танцы решил сам: это «всегда пригодится в жизни, танцевать на свадьбах, например». Больше всего юному танцору нравится ярхушта – боевой армянский танец, который исполняют только мужчины.

— Наши танцы отличаются особой музыкой. Они показывают характер мужчины, — говорит одиннадцатиклассник Нарек Асатрян.

В «Киликиа» Нарек занимается два года. В Белгород он переехал из Армении семь лет назад. На родине выступал в ансамбле. Любовь к народным танцам передалась по наследству: отец школьника посвятил им 14 лет.

Почти единственная русая девушка в группе — Оля Дударенко. Девушка учится на втором курсе «технолога». Кавказскими танцами хотела заняться давно, почему — умалчивает, только улыбается загадочно: «Личные обстоятельства». Здесь она уже три месяца, но видно, что успела подружиться со всеми. Особенно импонирует преподаватель: «Он добрый, внимательный, но очень строгий, когда дело касается танцев».

…Азербайджанцы, грузины, армяне, русские, дагестанцы, кабардинцы. Взявшись за руки и забыв о распрях предков, они танцуют вместе под звуки народных инструментов. Не в этом ли магическая сила танца?