Служба «Социальный пункт проката» в городе действует третий год, причём число её клиентов с каждым годом растёт. Сравните: в 2010-ом услугами пункта воспользовались двадцать человек, а к 2012-му — уже больше сотни.
С момента создания службы основная цель её не изменилась: всё так же она предоставляет технические средства реабилитации (ТСР), которые по каким-либо причинам человек самостоятельно приобрести не может. Руководство пункта считает, что он способен заметно улучшить качество жизни людей с ограниченными возможностями. Подробно о его работе корреспонденту «НБ» рассказала заведующая отделением социокультурной реабилитации инвалидов МУ «Комплексный центр социального обслуживания населения» Т.С. Костяева.
— Татьяна Савельевна, кто сейчас обращается в ваш пункт? Только ли люди с группой инвалидности?
— Нет, не только. Во-первых, это инвалиды, которые какое-то время ожидают от государства положенные им средства реабилитации. Вы знаете: если врачами рекомендовано такое средство, то по индивидуальной программе реабилитации через Фонд социального страхования человек должен его бесплатно получить. Но, от момента заказа ТСР до его получения проходят долгие месяцы. И вот тут на помощь приходит наш пункт, который за невысокую плату снабжает ожидающих нужным инвентарём.
Во-вторых, к нам обращаются те, кто получил травму — сломал руку-ногу — и тоже определённое время нуждается в ТСР. Бывает, приходят и берут средства реабилитации просто попробовать — не на долгий срок, а на два-три дня. И потом либо возвращают, либо продлевают.
— Какие средства сейчас предоставляет пункт и какие берут на прокат чаще всего?
— В нашем пункте есть различные трости, костыли — как обычные, так и с опорой под локоть, эспандеры, ходунки, коляски, мобильный подъемник… Есть даже облучатель с добрым названием «Солнышко».
Обычно к осени-зиме, когда скользко, приходят за ходунками, берут трости.. Скоро начнётся гололёд — вот люди, особенно пожилые, сразу к нам потянутся. Стабильно пользуются спросом коляски. За мобильным подъёмником приходят те, кто живёт в домах, не оборудованных пандусами. В общем, ничего без дела не стоит.
— А всего хватает?
— Пока да. Единственная трудность: граждане иногда требуют одноразовые средства. Но ведь мы не можем удовлетворить эту просьбу — у нас же прокат, как-никак!
Сейчас мы ждём поступлений в виде ролло-пандусов — новых складных конструкций (о них мы говорили в одном из предыдущих номеров «НБ» — прим. автора).
— Много ли времени занимает процедура получения ТСР?
— Вовсе нет. Человек приходит к нам с паспортом, подаёт заявку. Инвалид должен принести справку об инвалидности. Если есть на руках индивидуальная программа реабилитации, где прописаны необходимые технические средства, — то и её тоже. Далее мы регистрируем заявку, заключаем договор и выдаём нужное.
— В городе много говорят о создании среды для людей с ограниченными возможностями. По-вашему, какие проблемы еще нужно решить, чтобы она стала максимально доступной?
— Проблем в этой сфере достаточно. Прежде всего стоит остановиться на транспорте. Нам бы хотелось приобрести специальный низкопольный автотранспорт, чтобы люди на костылях и в колясках легко могли им пользоваться. Вышестоящим инстанциям мы предложили свой проект, разработали даже маршруты подобных автобусов. Потом поняли, что если их будет два или три, то это мало что изменит. Надо, чтобы в городе по каждому основному городскому маршруту ходил хоть один автобус. Это уже сняло бы нагрузку с социального такси, да и инвалидам было бы проще планировать своё время.
Остро у нас стоит проблема трудоустройства. «Надомный труд», «труд, не связанный с определёнными физическими нагрузками» — эти пометки обычно смущают и пугают работодателей, сами понимаете. Из инвалидов-колясочников пять человек пока только устроили на работу. Спасибо службе МЧС — «наших» вот взяли туда диспетчерами. Но, в любом случае, все проблемы можно решить. И, чтобы облегчить жизнь людям с ограниченными возможностями, мы готовы это делать.
Фото из архива МУ «Комплексный центр социального обслуживания населения»