Учиться нельзя работать

Дилемма

В одном из своих недавних интервью министр образования и науки России Дмитрий Ливанов сказал, что студенты должны работать. С одной стороны, такое утверждение, вроде бы, подобно аксиоме: да, должны, это нужное и важное дело. А с другой стороны, собственно, кому и что они должны? «Репортер» решил взвесить все за и против работы во время студенчества.

Виталий Тарасов, студент 4 курса экономического факультета БГТУ имени В. Г. Шухова, начал работать в 19 лет.

— Мною в первую очередь двигало банальное желание зарабатывать, — рассказал наш собеседник. — К тому же, как мне казалось сначала, образовательный вектор уже не носил приоритетного направления. Работать пять дней в неделю я не могу, потому что учусь на очном отделении. Долгие поиски привели меня в банк, куда я был принят на свободное посещение с некоторыми условиями. Моя будущая специальность предполагала работу именно в банке, так что я был горд и доволен собой. Я занимался привлечением клиентов на кредитование и сопутствующими обязанностями. Платить мне большие суммы никто не собирался, но меня увлекла работа сама по себе, она давала ощутимые плоды. Но спустя шесть месяцев я уволился. Мои взгляды на эту работу несколько изменились.

После банка Виталий работал в фирменном магазине часов, но и это место пришлось покинуть, так как в институте грозились «репрессиями за непосещение». «Могу сказать, что все эти пробы себя в качестве работника дали мне понять, что ближайшую пору нужно посвятить учебе», — подытожил Виталий Тарасов.

Пример Виталия показателен и в плане основной мотивации для работы, и в плане наиболее распространенных преград для нее. Желание зарабатывать в наше время стало таким же естественным, как и желание поесть или поспать. Но, будучи студентом, много не заработаешь. Курьер, промоутер и, если очень повезет, — бариста в кофейне (мастер по приготовлению кофе). Этот список не будет длинным. С другой стороны, студентам-бюджетникам в этой ситуации немного проще. Помимо обычных федеральных стипендиальных программ, сейчас действует много дополнительных — та же потанинская стипендия или специальные поощрения за научную или творческую деятельность. Причем поощрения, судя по белгородским стипендиям, немаленькие.

«По-хорошему, студент должен работать не для денег, а чтобы апробировать себя в своей будущей специальности, — говорит Виктор Пеньков, доцент кафедры культурологи и политологии БелГУ. — Но, учитывая то, какое сейчас образование, все получается наоборот. А это не помогает, а только мешает учебе».

Преодолеть административный барьер в качестве недовольного деканата работающему студенту можно легко — достаточно оформить свободное посещение. Но сессии никто в этом случае не отменяет, так что готовиться придется самостоятельно в перерывах между работой, обедом и сном.

Студентка 4 курса факультета журналистики БелГУ Ирина Малахова не работала никогда. Но специфика учебы на журфаке предполагает практику каждый год, начиная с первого курса. Так что возможностей апробировать свой профессиональный потенциал у Ирины было немало.

«Пока меня полностью содержат родители, и они никогда не заставляли меня зарабатывать самостоятельно, — говорит Ира. — Поэтому я и не работала во время учебы. И пока до окончания вуза не собираюсь».

— Работать — это хорошо, только в разумных пределах, конечно, чтобы на учебе не сильно сказывалось, — высказывает свою точку зрения на эту проблему профессор кафедры физики БГТУ имени В. Г. Шухова Александр Сабылинский. — Мне кажется, что раньше все студенты подрабатывали, а сейчас многие «сидят на шеях» у своих родителей. В принципе, у студентов довольно-таки много свободного времени, но тратят они его, кажется, только на развлечения и Интернет.

P. S. Моя бабушка, человек старой закалки, отвечает на все мои с трудом рождающиеся желания подработать всегда одинаково: «Куда тебе торопиться? Еще успеешь ярмо на шею повесить». Если рассматривать работу с такой позиции, при этом еще и студенчество понимать как время невыносимой легкости бытия — тогда любая профессиональная мотивация может исчезнуть. Но у каждой палки есть два конца, и какой из них выбирать — решать вам, студенты.

Дарья Зверева

Exit mobile version