На что могут сгодиться битые бутылки? Можно отдать их йогам для шоу с хождением по стеклу, можно выложить ими стену или выбросить, в конце концов. А можно дать им вторую жизнь, сделать из них яркую игрушку. Как? Мне удалось подглядеть за этим процессом. Со мной согласился поделиться своими секретами мастер Александр Лыков, настоящий стекольный волшебник…
Процесс обустройства рабочего места Александра Ивановича занимает всего десять минут: специальная горелка, небольшой газовый баллон, складной столик и пара чемоданчиков с материалом. Походный вариант. Эти вещи постоянно путешествуют вместе с мастером: с ними он ходит на городские мероприятия, выезжает на ярмарки в другие города.
Волшебные чемоданчики переполнены будущими яркими фигурками. Сейчас это — разноцветные битые стекляшки.
— Это секретная марка стекла. Я называю его «дары помойки», — шутит Александр Иванович.
Для работы из стекляшек нужно сделать специальные заготовки: разноцветные палочки сантиметров пятнадцати. На моих глазах мастер из осколка бутылки делает такую заготовку. Сначала стекло хорошенько расплавляется на горелке, потом с обеих сторон к нему прикрепляются уже готовые палочки. Нагретое докрасна стекло Александр Иванович сначала собирает в шарик, а затем с ловкостью опытной домохозяйки, делающей домашнюю вермишель, растягивает этот раскаленный колобочек в длинную стеклянную спагеттину.
По словам мастера, на ярмарках именно этот процесс вызывает у зрителей наибольший восторг. Итак, заготовки сделаны. Теперь можно приступать к созданию стеклянной игрушки. Здесь, кроме разноцветных палочек, нужен лишь пинцет и полная сосредоточенность. Работа эта кропотливая, но Александр Лыков, как опытный ремесленник, то и дело меняя заготовки, не прерывает нашей беседы.
Мастер рассказывает, что стекло привлекло его внимание двадцать пять лет назад. С тех пор он в совершенстве овладел стеклодувным (как он сам говорит, стеклоляпным) искусством. Сегодня Александр Иванович работает в БГТУ имени В.Г. Шухова учебным мастером на кафедре стекла. Он подробно объясняет студентам, как нужно обращаться с хрупким материалом. Там располагается стационарное оборудование. На нем можно выполнять изделия большего размера, нежели при помощи переносной горелки.
Главный секрет работы стеклодува, по версии Александра Ивановича — усердие.
— Лучше преуспеет в этом деле не тот, у кого руки откуда надо растут, а тот, кто легче переносит кропотливую монотонную работу, — уверен он.
Пока мы говорим, Александр Лыков не прекращает работу над своим изделием. На тонкой палочке постепенно вырисовываются очертания не то птицы, не то насекомого.
— А что это будет? — спрашиваю.
— Знаете, чем ученик отличается от мастера? Ученик сразу четко представляет, что он должен сделать, а потом, если чего не выходит, долго оправдывается, мол, хотелось то, получилось это… А мастер гордо молчит, а в конце говорит, что это был художественный замысел. Поэтому я, например, не всегда знаю, что получится в конце. Совсем другое дело, если целенаправленно что-то заказывают, — говорит Александр Иванович.
Тем временем на палочке, которая семь минут назад была всего лишь пятнадцатисантиметровой стеклянной соломинкой, вырисовывается самая настоящая стрекоза. С синим туловищем и глазками-бусинками.
Пока игрушка находилась в руках Александра Ивановича, казалось, что она сделана из железа или хотя бы из пластилина. Так легко и уверенно он с ней управлялся. Как только стрекозу взяла я, она вдруг снова стала стеклянной и невероятно хрупкой.
— Иногда мне кажется, что я не мастер, а шоумен. Как правило, готовые игрушки люди брать не хотят. Им больше интересны те, которые сделаны только что, которые можно взять еще теплыми, о которые можно даже обжечься. Тогда зритель, а впоследствии обладатель этой разноцветной стекляшки ощущает себя частью волшебства, — рассказывает стеклодув.
Представления с участием стеклодува пользуются у нас большой популярностью, поэтому Александр Лыков — завсегдатай городских праздников. А недавно он вернулся из Тамбова, с международной Покровской ярмарки, откуда привез диплом за победу в номинации ‘Лучший ремесленник’.
Особенно Александра Ивановича любят дети. Всякий раз на открытых мероприятиях они толпятся вокруг его рабочего места, искренне радуются, восхищаются и просят научить и их творить стеклянное волшебство.
Впрочем, этот процесс нравится и взрослым, ведь, сталкиваясь с чудесами (а то, что творит Александр Иванович по праву можно назвать чудом), мы все становимся немного детьми.
P.S. Александра Лыкова жюри и тамбовчане признали «Лучшим ремесленником» на международной ярмарке в Тамбове. Он стал лучшим среди более чем 80 мастеров.