Руки – вторые глаза

13 ноября международное сообщество отметило день слепых.

Считается, что отсутствие зрения — самая большая беда, которая только может случиться с человеком. Глаза сообщают нам 80 процентов информации об окружающем мире. И когда орган зрения страдает, трудно чувствовать себя полноценным. В медицинском колледже БелГУ незрячим и слабовидящим студентам помогают забыть о своем недуге. Здесь они получают верный шанс трудоустроиться и самореализоваться.

С 2006 года в медицинском колледже БелГУ слепые и слабовидящие белгородцы осваивают профессию массажиста. На учебу по специальности «Медицинский массаж» их направляет региональное отделение Всероссийского общества слепых. Для студентов занятия бесплатны. Отличники и хорошисты получают стипендию, а инвалиды с I и II группами — «социалку». Предоставляется таким студентам и общежитие. Сейчас профессию массажиста в колледже получают 20 человек — одна группа на втором курсе и одна на третьем.

Преподаватель сестринского дела в педиатрии Ирина Кумаргей ведет лекцию по дисциплине «Педиатрия». За партами сидят человек десять в белых халатах. На столах нет ни ручек, ни тетрадей, только у одного студента книжка в пупырышках — это лекции, написанные шрифтом Брайля.

Ирина Федоровна преподает в колледже уже одиннадцать лет. Появление среди ее студентов незрячих стало для нее определенным испытанием. Приходилось на практике учиться взаимодействию с новыми воспитанниками, адаптировать для них учебные программы.

— Студенты ничего не пишут. Сначала я рассказываю, они слушают. Потом повторяю, чтобы они все это записали себе на диктофоны. Дома они могут прослушать лекцию. У таких студентов усвоение материала идет через слух, — рассказывает о процессе обучения преподаватель.

В группе студенты с разной степенью слепоты, разного социального статуса и возраста (от 21 до 41 года). Юрий Иконников из Краснояружского района. После выпуска рассчитывает устроиться на работу в больницу в Белгороде или у себя в районе. Главное — набраться опыта, считает молодой человек. Будущей конкуренции он не боится: «У нас массажу обучают в течение трех лет, тогда как на курсах это делают за три месяца. Мы узнаем о массаже все вдоль и поперек, много практикуемся».

Главный предмет в учебной программе — массаж. Дисциплину ведет преподаватель Людмила Губарева. Каждый год на это отводится тысяча часов. Во время обучения студенты изучают классический лечебно-восстановительный массаж с элементами спортивного, точечного и шиатсу, а также проходят ЛФК, физиотерапию.

Педагог по очереди подходит к каждому студенту и руками показывает, какие движения надо делать. В роли пациентов на кушетках — свои же одногруппники. Практикуются ребята на базе поликлиник и больниц города.

— Из слепых и слабовидящих получаются очень хорошие массажисты: отсутствие зрения компенсируется повышенной осязательностью. Руки у них — вторые глаза и рабочий инструмент. Кончиками пальцев они ощущают все то, что видели бы глазами, — рассказывает Людмила Николаевна.

Большинство незрячих и слабовидящих выпускников колледжа работают по специальности: массажистами в лечебно-профилактических учреждениях, фитнес-центрах, центрах реабилитации, банях. Некоторые открывают частные массажные кабинеты, кто-то работает на дому, другие продолжают обучение в вузе.

Ребята поступают по направлению и поэтому заинтересованы в получении профессии — это отмечают все, кто ведет у них занятия. Заведующая медсестринским отделением колледжа Ирина Винакова, курирующая обучение слабовидящих и слепых студентов, отмечает: «С ними интересно работать: очень любознательные, всегда задают много вопросов, потому что понимают, что могут благодаря этим знаниям реализоваться в социуме, обеспечить себя».

Процесс адаптации студентов с дефектами зрения в колледже происходит постепенно. Сначала они боятся, не уверены в себе, но уже после первого года начинают быть смелее, активно участвуют в жизни колледжа, различных конкурсах. «К концу обучения мы уже не замечаем, что у них есть ограниченные возможности, — говорит Ирина Николаевна.