Сейчас основные инструменты художника Виктора Степанова — пластилин, моток проволоки и паяльник. Вскоре эти заготовки вырастут в нечто большее — они станут очередной уличной скульптурой из дерезы. Виктор Николаевич — создатель и медведицы Маши, и поросячьего семейства, и оленя, и многих других животных, расставленных в Белгороде.
Виктор Степанов по образованию художник. До создания первой скульптуры он разрабатывал проекты клумб. На тот момент, когда ему заказали сделать первую фигуру — танк, — никакого опыта создания подобных сооружений он не имел. Всему пришлось учиться на месте. Тем не менее, все получилось. Четыре года назад, 5-го августа, танк был установлен
за диорамой. После танка была сделана медведица Маша. Тогда мастер впервые пришел к дерезе. Как признается Виктор Николаевич, для него это было новым родом деятельности, он никогда раньше не делал ничего подобного. Конструирование скульптур из веток — работа не такая уж и распространенная, учебников по ней не пишут, поэтому все приходилось придумывать на месте. Как говорит художник, этот «велосипед» он изобретал сам.
— Если честно, с ветками работать проще. Во-первых, зеленые скульптуры мало только сделать: они потом требуют непрерывного ухода. Их нужно поливать, утеплять. Во-вторых, скульптуры из дерезы проще транспортировать. Помню, как мы намучились с перевозкой первого слона. В итоге мы погрузили его на деревянный поддон и вывезли на эвакуаторе, — рассказывает Виктор Николаевич.
Создавая скульптуру, мастер начинает свою работу с подробного знакомства с животным, которое впоследствии ему нужно будет изобразить. В ход идут фотографии из Интернета и картинки из учебников по анатомии. Далее художник рисует чертеж, лепит будущую фигурку из пластилина, делает уменьшенный вариант каркаса, а потом увеличивает его в нужное количество раз.
При создании Маши сначала в ход пошли березовые веники, но потом выяснилось, что береза — не самый надежный материал. Она ломается и быстро изнашивается. Дереза — куда лучше. Ее веточки, те, из которых обычно сделаны метлы дворников, для работ закупаются специально.
— На каждую такую секцию берется пучок веток, проволокой он привязывается к каркасу, потом следующий, и так основа оплетается вся, — художник показывает все это на уменьшенном макете.
Получается некое подобие чешуи. Сейчас технологию несколько усовершенствовали. В этом году фигур сделано много. Было на чем потренироваться.
В плане материала создание таких скульптур не очень затратно: на начальном этапе нужны лишь пластилин и проволока, дальше — железо для каркаса, пара вязанок дерезы. Другое дело, что труда в это вкладывается много.
В процессе обвязки обычно задействованы человек пять. Из-за большого объема работ у Виктора Николаевича даже не всегда получается присутствовать на обвязке. Обычно, пока дерезой обрастает одна скульптура, для второй уже делается каркас. После установки первых скульптур, у мастера появился целый список животных, которые в течение года должны «поселиться» в городе. Только в этом году было сделано двенадцать животных. Всего Виктором Степановым и его командой было создано шестнадцать скульптур.
Фигуры животных нередко приходится чинить. Потому что с ними очень любят фотографироваться, иногда даже растаскивают на сувениры. У мастера хранится целый арсенал запасных глаз, носов и рогов.
Сейчас в процессе создания находится мамонт. Пока это небольшая фигурка сантиметров пятнадцать в высоту. Вскоре совместно со сварщиком художник начнет делать каркас для будущей скульптуры. Высота мамонта будет составлять 4,25 метра. Для удобства транспортировки он сделан из двух частей.
Где появится будущая скульптура, как правило, неизвестно до последнего. Начальник службы по выращиванию декоративных культур МБУ «Управление «Белгорблагоустройство» Роман Маслов говорит, что видит его в Центральном парке, но найдется ли там место для гигантской скульптуры — пока неясно.