Есть ли альтернатива обществу потребления?

День календаря

23 ноября во всем мире отмечают День отказа от покупок. Этот праздник впервые появился в Америке в 1992 году, когда канадский журналист Калле Ласн выступил с инициативой отказаться от излишних приобретений. По мнению журналиста, причина экономического кризиса — в культуре избыточного и бездумного потребления. Дата акции выбрана не случайно — за день до этого американцы празднуют День благодарения, который знаменует начало рождественских распродаж, во время которых магазины получают от 20 до 50 процентов всей годовой прибыли.

Выходя на улицу, современный человек постоянно подвергается соблазну что-то купить. В условиях развитой экономики, когда прилавки магазинов завалены разнообразными товарами, устоять перед этим искушением могут единицы. Многие предметы мы приобретаем совершенно без надобности: каждый год меняем сотовые телефоны, каждый сезон — одежду, покупаем всякие безделушки, стараемся есть в кафе и пиццериях, хотя могли бы то же самое готовить дома… Потребление в нынешнем обществе постоянно культивируется, и отнюдь не из соображений заботы о человеке: в этом заинтересованы все, кто производит товары и услуги. Благодаря рекламе у рядового гражданина растет комплекс неполноценности, если он не может позволить себе купить ту или иную вещь. А трата денег у большинства вызывает ни с чем не сравнимое удовольствие: этот процесс дарит ощущение значимости и всесильности.

День отказа от покупок стал всемирным в 2001 году, его отметили в 58 странах. Условие участия в акции — отказ от любых покупок в течение дня. В этот день также проходят мирные демонстрации в торговых центрах, показ «антирекламных» видеороликов.

Сегодня День отказа от покупок имеет своих сторонников и противников. Столкновение интересов производителей и тех, кто ратует за свободу от потребления, — одна из реалий современного мира, и вряд ли она разрешится в чью-то пользу в обозримом будущем, пока есть потребитель.

Светлана Славина